Четверть века назад, когда завезенная с Запада демократия появилась в восточной половине Европы, она была там не в самой чистой афинской форме.
Конечно, Запад направил на Восток достаточно конституционных юристов, а также много идеалистов, которые могли говорить о судебной реформе или давать советы о том, как организовать выборы. Но по следам идеалистов прибыли и другие “эксперты”: политтехнологи, мастера негативной агитации и фирмы пиарщиков, отточившие свои навыки на выборах в США и стремящиеся продать свой профессиональный опыт на востоке.
Стала известной группа политических консультантов из Калифорнии, утверждавшая что они разработали предвыборную кампанию Бориса Ельцина в 1996 году, когда он стал президентом России. Даже если их роль в предвыборной гонке была не совсем такой, как они заявляли, в ходе кампании 1996 года, а потом и в ходе последующих выборов, определенно использовалась так называемая тактика “американского образца”. Рок-концерты, телевизионные кампании, добивающиеся явки избирателей на выборы – ничего подобного не было в России прежде. В последующие годы копии этой кампании стали проводиться во всех странах восточного блока.
Но сейчас мы можем наблюдать и прямо противоположное явление: поток политического влияния Востока на Запад. Новый руководитель предвыборного штаба Дональда Трампа Пол Манафорт возвращается в политику после долгих лет работы на бывшего украинского президента Виктора Януковича, который с позором бежал из страны в 2014 году. Мы не знаем точно, что именно делал Манафорт для своего украинского клиента. Но мы знаем как Янукович выиграл на украинских выборах в 2010 году и как он руководил страной. Есть вероятность, что Манафорт сможет преподать несколько уроков из своего опыта кандидату в президенты США.
Для начала Янукович подвергся глубокой “переделке имиджа”, поразительно похожей на ту, в которой сейчас нуждается Трамп. Янукович в прошлом был преступником, близким к деловым кругам, имевшим российскую поддержку. Иными словами, у него было “много минусов”. Но он исправил свои действия, прекратил использовать блатной жаргон и представлял себя как реформатора, противостоящего коррумпированной власти. А поскольку все действительно устали от коррумпированности власти, он победил, несмотря на то, что он был ничуть не честнее чем те, с кем он, по его словам, пытался бороться. Несомненно, это именно то, что пытается сделать Трамп: убедить людей поддерживать его поскольку он скандальный, говорящий правду человек со стороны, несмотря на то, что он настолько втянут во все, насколько только можно представить. Манафорт, с его огромным опытом предвыборного мошенничества, может тут помочь.
На своем пути к власти и позже при власти Янукович также стал известен использованием наемных бандитов – “титушек”, которые запугивали протестующую оппозицию, журналистов, и прочих, кого нужно было запугать. Они не были полицейскими или сотрудниками служб охраны. Это были парни, которым Янукович платил, чтобы они избивали и пугали людей. Партия венгерского премьер-министра Орбана недавно применила на практике похожую тактику, выпустив на улицы скинхедов, которые мешали политическим оппонентам регистрироваться для участия в референдуме. Опытные варианты этой тактики мы уже наблюдаем на предвыборных митингах Трампа. Возможно Манафорт, с его свежим опытом из Украины, может и дальше развить эту концепцию.
Некоторые тактики Януковича, такие как фальсификация результатов голосования или запреты протестов, может быть сложнее применить на практике в США. Но другие уже активно используются. Примером могут быть полчища трамповских троллей, которые используют поддельные аккаутны в Twitter для распространения одних и тех же посланий. Эта тактика очень популярна к востоку от Днепра.
Другая тактика Януковича – подкупленные сторонники на митингах – также стала частью арсенала Трампа. Будем только надеяться, что нам не понадобится Майдан для возрождения американской демократии.