Разработка нового истребителя обойдётся минимум в миллиард долларов: оборонная промышленность - это очень дорогое удовольствие.
Об этом написал блогер Юрий Касьянов.
Президент удивляется, что оборонка в долгах, как в шелках, что зарплаты мизерные, а новой военной техники практически не производится. Президент удивляется, а общество требует приватизации оборонки. Но это не панацея. Такие ожидания очень напоминают радужные мечты перед началом дикой приватизации девяностых, когда многие и даже лучшие предприятия попали в неумелые руки, были уничтожены, порезаны на металл и превращены в склады и офисные центры. В лучшем случае.
Оборонка так не работает. Здесь частная инициатива и рыночные отношения всегда опираются на мощную государственную поддержку, потому что просто так – на свой страх и риск разрабатывать и производить сложную, дорогостоящую военную технику абсолютно невыгодно. Просто невозможно. И такого нет нигде.
Во всём мире государство вкладывает огромные, астрономические суммы в военные технологии и военное производство, если только это государство хочет сохраниться в этом нестабильном мире. А доходность этого “бизнеса” появляется уже потом – когда отечественное оружие успешно конкурирует на мировых рынках, и продаётся – снова же при поддержке всего дипломатического корпуса, правительства и президента.
Разработка нового истребителя обойдётся минимум в миллиард долларов, танка – в полмиллиарда, беспилотника – от 0,5 до 10 миллионов. Соответственно стоимость самолёта будет минимум 20 миллионов, танка – 5 миллионов, беспилотника – от 20 до 200 тысяч долларов. Это не прибыль жадных нуворишей, это – зарплаты высококлассных инженеров, программистов, электронщиков… это высокоточное, уникальное оборудование, аренда цехов, многолетние испытания и доводки, высокие требования к надёжности и долговечности техники… А добавьте сюда относительную малосерийность военных заказов, и вы окончательно поймёте, почему военная техника стоит так дорого.
Если государство не имеет желания защищаться, не руководствуется оборонной стратегий, не ставит перед оборонкой чёткие задачи, и не даёт под эти задачи деньги – значит, никакой оборонки нет. Потому что никакой частный бизнес не будет вкладывать в этот рискованный сектор экономики большие деньги, не имея даже призрачной надежды на их возвращение.
Оборонная промышленность – это очень дорогое удовольствие, дороже которого только суверенитет, территориальная целостность государства, и безопасность его граждан.