Последние новости
22 января 2025
21 января 2025

Почему Путин называет украинцев братским народом, а ему не верят

no image

Пока Россия не вернет статус-кво, не выведет войска из Донбасса и не прекратит аннексию Крыма, отношения между странами будут ухудшаться, считают эксперты

Во время недавней итоговой пресс-конференции президент РФ Владимир Путин не только признал присутствие на Донбассе россиян, решающих вопросы в военной сфере, но и назвал Украину “братской республикой”. Почему Путин признал наличие российских военных на Донбассе, как раньше признал захват Крыма с их помощью, объяснил директор Института внешней политики при МИД Украины Григорий Перепелица в колонке для “Сегодня.ua”. А вот слова Путина о “братских народах”, которые он не устает повторять, заслуживают отдельного внимания. Корреспондент “Сегодня.ua” разобралась, что осталось от “братских” отношений между украинцами и россиянами.

“Вы себя окрестили “старшими”

В основе понятия “братские народы” лежит идеология “русского мира”, подразумевающая, что славянские народы – в частности, белорусы, украинцы и россияне – определяются как часть единого, а не самостоятельные единицы. Москва при этом якобы играет роль “старшего брата”, “прародителя” всех “малых” славянских народов. Такое утверждение звучит парадоксально, учитывая, что Киев, будущая столица Киевской Руси, а ныне – столица Украины, был основан в 5 веке, а Москва – в 12-м. Говоря о единстве народов, обычно вспоминают СССР и Российскую империю, но упускают другие этапы истории – татаро-монгольское иго, контроль части территорий современной Украины Великим княжеством Литовским, Речью Посполитой, Австро-Венгерской империей.

“Братские народы – конечно, клише, старое, советское, которое просто используется для, условно говоря, “троллинга” украинцев. Суть концепции: не существует украинского народа как такового. Украинцы – это часть большой русскоязычной семьи. И пока концепция “русского мира” будет доминировать в российской внешней политике, до тех пор и будет употребляться клише “братских народов” – пока оно вызывает раздражение у украинцев. В российской внутренней пропаганде доминирует точка зрения, что украинцы должны быть ассимилированы в итоге в большой единой России. Потому что “великая Россия не может без Украины быть великой Россией”. Они мечтают восстановить то ли в границах 1913 года, то ли в границах Советского Союза”, – объясняет суть концепции “братских народов” российский политолог, доктор исторических наук Елена Галкина.

На пути в Европу

18 декабря 2015 года Еврокомиссия приняла историческое для Украины решение: рекомендовала Евросовету внести страну в список государств, с которыми действует безвизовый режим. Если власть выполнит оставшиеся условия, уже в следующем году украинцы смогут путешествовать в ЕС без виз. Этот шаг приближает Украину к желаемой цели – евроинтеграции, но отдаляет от России, с которой вплоть до февраля 2014 года ее связывали узы дружбы и обязательств (к примеру, договор 1997 года о дружбе, сотрудничестве и партнерстве, подписанный еще Леонидом Кучмой, и “харьковские соглашения”, подписанные Виктором Януковичем).

Кстати, когда ЕС упрощает правила для украинцев, между Украиной и РФ процедуры усложняются. Так, с 1 ноября Россия ужесточила правила пребывания украинцев на территории РФ (все, кроме жителей восточных областей Украины, не могут пребывать в России больше 90 дней без разрешительных документов и оформления статуса пребывания). А россияне в Украину теперь могут въехать лишь по загранпаспортам.

Поворотной точкой в отношениях Киева и Москвы, которые до того становились все теснее, стал Евромайдан, начавшийся после отказа украинской власти подписать соглашение об ассоциации с ЕС. В декабре 2013 года, уже после начала протестов, Виктор Янукович и Владимир Путин подписали ряд стратегических договоров о сотрудничестве в сфере безопасности, обороны, торговли, промышленности, ракетно-космической, энергетической, а также культурной сфере. По одному из этих договоров Украина получила первый транш в 3 млрд долларов по т.н. “кредиту Януковича” (на выплату которого Кабмин на днях наложил мораторий).

Отношения между Путиным и Януковичем способствовали сближению стран, но плохо кончились для последнего. Фото: AFP

Но уже в феврале Янукович сбежал, власть в Украине поменялась, и страна взяла твердый курс на евроинтеграцию. Но Россия так просто не отпустила “младшего брата” в Европу: началась аннексия Крыма и оккупация Донбасса, которая длится по сей день.

Разговоры о “братстве” не мешают власти РФ проводить в отношении Украины не только военную агрессию, но и “торговые войны”. Причем начались они еще до Евромайдана и затрагивали не только продукцию АПК, с которой воевал “Россельхознадзор”, но и, к примеру, вагоностроение. Сейчас же, с ожидаемым введением в действие соглашения об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли между Украиной и ЕС, которое, кстати, уже откладывали из-за позиции Москвы, Россия вводит пошлины на украинские товары. Помимо пошлин на все товары РФ с января вводит эмбарго на пищевые продукты из Украины. Киев отвечает тем же. Не способствуют вере в “братские” отношения и прекращение авиасообщения между Украиной и РФ с октября 2015 года, а также регулярный энергетический шантаж, к которому РФ прибегает уже много лет. Вспомнить хотя бы прекращение Россией поставок газа Украине зимой 2009 года с 1 января, такой себе новогодний подарок, повергший “братский” народ в холодовый шок. С тех пор Украина снизила энергетическую зависимость от РФ, но не до конца, что украинцы могли почувствовать и во время прошлогодних веерных отключений электроэнергии зимой. Впрочем, разрыв торговых и экономических связей между странами не полный, к примеру, Roshen и сейчас продолжают работать на территории РФ.

Избранный Украиной путь развития повлиял не только на политическую и экономическую сферу, но и на отношения между жителями двух стран. Вопросы поддержки евроинтеграции или наоборот – сближения с Россией – стали для украинцев принципиальными, причем граждане все больше отдаляются от концепции “русского мира” и “братских народов” и все больше ориентируются на европейские ценности. Так, согласно опросу “GFK Ukraine”, даже на прифронтовых территориях 77% жителей хотели бы построить Европу в Украине (что, впрочем, не эквивалентно стремлению к евроинтеграции). И если в декабре 2013 года вектор внешней политики с ориентацией на РФ поддерживали 31% опрошенных, сейчас – всего 13%.

Как украинцы и россияне стали относиться друг к другу

По данным соцопросов “Левада-центра”, негативное восприятие Украины россиянами росло с конца 2013 года и сейчас выросло более чем в 5 раз – до 56%. Эта тенденция симметрична: 53% украинцев сейчас плохо относятся к России. Причем если во всех предыдущих исследованиях украинцы относились к России лучше, чем россияне к Украине, то сейчас их количество впервые примерно сравнялось (33-34%).

Судьба украинцев и конфликт в Донбассе все меньше волнует российских граждан: за последние месяцы россияне переключились на собственный экономический кризис и вмешательство страны в гражданскую войну в Сирии.

Концепция “братских народов” теряет все больше приверженцев с обеих сторон. По данным “Левада-центра”, россиян, считающих украинцев другим самостоятельным народом, сейчас 47% (при этом 46% по-прежнему видят в украинцах “младших братьев”). Для сравнения: 10 лет назад, в 2005 году, единым народом русских и украинцев считали 81% опрошенных и лишь 17% – разными.

Хуже, чем сегодня, российско-украинские отношения не оценивали никогда

В целом же хуже, чем сегодня, российско-украинские отношения не оценивали никогда: по данным ВЦИОМ, в сентябре этого года индекс российско-украинских отношений упал до исторического минимума (-51 п.). По мнению россиян, отношения достигли дна.

Эксперты уверены: причина в том, что после Майдана украинцы и россияне перестали понимать друг друга. Они по-разному видят одни и те же события. В частности, кардинально расходятся во мнениях относительно характера конфликта на востоке Украины: украинцы считают аннексию Крыма и военные действия на Донбассе результатом российской агрессии, а в России, согласно опросу ВЦИОМ, каждый второй считает, что в Украине идет гражданская война, и российских войск там нет. Хотя здесь, конечно, не обошлось без влияния пропаганды.

Украинцы считают аннексию Крыма и военные действия на Донбассе результатом российской агрессии, а в России, согласно опросу ВЦИОМ, каждый второй считает, что в Украине идет гражданская война, и российских войск там нет

“Уже почти два года длится очень мощная и агрессивная антиукраинская, антизападная пропаганда. Смысл ее – не столько обосновать негативное отношение к самой Украине, сколько дискредитировать курс Киева на построение демократического, правового государства и его желание интегрироваться в сообщество цивилизованных, современных, развитых стран. Страх Кремля перед возможностью повторения таких событий в России привел к резкому усилению репрессивной политики внутри страны и попыткам дискредитации всего украинского национально-демократического движения. Эта “бомбардировка”, очень жесткая, очень эффективная и непрерывная, дала свои результаты в отношении к Украине”, – так объяснял результаты исследований директор “Левада-центра” Лев Гудков.

Почему украинцы и россияне все больше отдаляются друг от друга?

Эксперты уверены: проблема не в том, что украинцы и россияне буквально говорят на разных языках – они просто вкладывают в слова разные смыслы, поэтому им так сложно понять друг друга.

“У нас разная семантика. Когда мы говорим о демократии, верховенстве закона, верховенстве права и других вещах – мы говорим на русском языке, но смысл, я думаю, совершенно разный… Мы в Украине считаем, что Российская Федерация не является ни демократическим, ни правовым государством. Мы показываем, что хотим жить в демократическом мире и стремимся к европейскому будущему. Будущее, которое предлагается так называемым “русским миром”, не устраивает общество… У нас разное будущее, разное видение будущего”, – заявил дипломат и эксперт Фонда “Майдан иностранных дел” Александр Хара на круглом столе в Киеве.

Украинцы отстаивали на Майдане стремление к европейским ценностям. Фото AFP

Однако он отметил, что между странами все же есть некая симметрия. “В Украине слабое государство и сильное гражданское общество. В Российской Федерации – наоборот. И сейчас война у нас происходит такая симметричная: наш народ борется против вашей власти”, – сказал эксперт.

Бывший телепродюссер Екатерина Макаревич объясняет ухудшение отношений между Россией и Украиной разными “уровнями гражданственности”. Россиянка по рождению, две недели назад она переехала жить в Киев и поделилась первыми впечатлениями.

“Есть такой принцип: “доверяй, но проверяй”. В России он видоизменился до “не доверяй – проверяй”. То есть изначально в России на человеческом уровне тебя сначала полностью проверяют, не доверяют и обвиняют в разных смертных грехах. В Украине тебе сначала доверяют, но параллельно проверяют… Украинцы и россияне сейчас находятся на разных уровнях гражданственности”, – говорит Екатерина Макаревич.

Она предлагает заняться организацией туристических поездок по Украине и России для граждан обоих стран, чтобы понять, что народы разные, и принять это.

“На мой взгляд, было бы очень важно показать именно разницу украинского народа и российского народа. Пока люди не понимают в наших странах, что мы разные… Почему выражение “братский народ” воспринимается болезненно украинцами? Потому что, так или иначе, у украинского народа есть восприятие, что Россия и россияне относятся к украинцам как к младшим братьям”, – отметила она.

Как будут развиваться отношения Украины и России

Эксперты сходятся на том, что вряд ли стоит ожидать каких-то принципиальных изменений в координатах российской внешней политики в обозримом будущем. Можно сколько угодно высказывать свою позицию по Крыму и Донбассу, но позиция России по этим вопросам не изменится.

Михаил Самусь, заместитель директора Центра исследований армии, конверсии и разоружения по международным вопросам, сказал “Сегодня.ua”, что пока никаких оснований для улучшений в отношениях между Россией и Украиной нет, потому что у нас абсолютно разное видение конфликта на Востоке и в Крыму. “В Украине аксиомой есть то, что была агрессия со стороны России, и что есть аннексия Крыма. И пока Россия не вернет статус-кво, не выведет войска из Донбасса и не вернет Крым, не заплатит за разрушения, моральный и физический ущерб, не принесет извинения, как это принято в международном праве, – я думаю, что до тех пор говорить о каких-то конструктивных отношениях нет смысла. Я думаю, что они будут еще дальше ухудшаться”, – говорит эксперт.

Пока Россия не вернет статус-кво, говорить о конструктивных отношениях нет смысла. Фото AFP

В этом его поддерживает экс-глава МИД Борис Тарасюк, по мнению которого любые формулы стратегического партнерства между Украиной и Россией недопустимы. Он называет единственный фактор, который может стабилизировать отношения между Россией и Украиной – выполнение Минских договоренностей:

“Пока ситуация не будет возвращена в состояние статус-кво, то есть, пока Россия полностью не выведет войска из оккупированных территорий, я не вижу никаких перспектив в урегулировании украинско-российских отношений”. Но пока для выполнения Минских соглашений российской стороной ничего не сделано, отмечает эксперт.

Михаил Самусь предполагает, что Минские соглашения не будут выполнены в ближайшее время, так как это противоречит стратегическим планам Путина, которому необходимо наращивать рейтинги в преддверии президентских выборов в 2018 году. “Путин не пойдет на еще одну оккупацию, но будет поддерживать постоянную конфликтную динамику: то заморозить, то разморозить. Потому что понятно, что Минские договоренности не будут работать, потому что они невыгодны России. Они могут быть выполнены, только когда Россия выведет войска из Украины. А это возможно только в случае, если Россия начнет сжимать свое влияние. Но до президентских выборов в 18-м году невозможно представить, что Путин пойдет на уступки в крымском или донбасском вопросе”, – уверен эксперт.

Не уступает президент России и в вопросе идеологии. На своей недавней пресс-конференции, в ходе которой Путин косвенно признал, что на Донбассе есть российские военные, он упомянул также русскоязычное население юго-востока Украины, ориентированное на Россию, которое “мы не можем отдать на съедение националистам”. Российский политолог Елена Галкина на своей странице в Фейсбук предложила, чем могла бы ответить на такую политику РФ Украина:

“Социология показывает, что в Украине сейчас примерно 6-8% можно назвать “ориентированными на Россию”. В то время как в РФ около 10-12% по тем же критериям “ориентированы на Украину”. Украинскому руководству давно пора публично взять под свою защиту этих россиян. Например, организовать программу переселения, зеркальную российской “поддержке соотечественников”. РФ поддерживает по лингвистическому критерию – обещает гражданство всем, кто говорит по-русски. Украина могла бы предложить ценностный: всем, кто против агрессии, имперства, идеологии “русского мира” – и за свободу, достоинство, справедливость, то есть разделяет идеалы Революции Достоинства”, – написала она.

Эксперты согласны, что в политической плоскости Украине и России не удастся достичь консенсуса – найти общий язык россиянам и украинцам могут помочь коммуникации на межличностном уровне. Габриеле Бауманн, руководитель Представительства Фонда Конрада Аденауера в Украине, заявила на круглом столе в Киеве, что диалог между Украиной и Россией возможен только на уровне экспертов и журналистов.

“Скорее всего, это (диалог между Россией и Украиной – авт.) возможно сейчас только на уровне экспертов, журналистов. Но это невозможно на политическом уровне”, – сказала она.

Чрезвычайный и полномочный посол Украины Владимир Огрызко поясняет, что в конфликте между Украиной и Россией нет исключительно военного или политико-дипломатического решения.

“На данном этапе исключительно военного решения конфликта нет. Так же, кстати, нет и исключительно политико-дипломатического. Мне кажется, речь идет о комбинации усилий, которые должна Украина предпринять для того, чтобы, по крайней мере, приблизить время завершения этого конфликта… Мы должны – украинское государство – максимально быстро нарастить военные мускулы с простой целью: чтобы любая попытка российского агрессора пойти дальше означала для него колоссальные, очень высокие потери и очень высокую цену. С другой стороны, мы должны сформировать международный антипутинский фронт, потому что именно благодаря международным усилиям можно доказать Российской Федерации, что таким образом в 21-м веке действовать нельзя. И я думаю, для украинцев, также очень важно продемонстрировать самим себе, что мы наконец окончательно для себя выбрали вектор нашего цивилизационного развития”, – уверил Оргызко.

По его словам, Украина теперь может стать для России или спасательным кругом, или могильщиком: “Мне кажется, что именно Украина сегодня может стать для России или спасательным кругом для будущего, или, извините за недипломатическую прямоту, могильником российской государственности в ее современном виде… Потому что очень многие в Российской Федерации продолжают жить в политических фантазиях, называя нас единым народом… Если Украина начнет развиваться эффективно, нормально, успешно и продемонстрирует российскому обществу – не режиму, а обществу – возможность такого развития, то это может стать для российского общества тем шагом и тем направлением, куда оно может идти. С другой стороны, если Украина останется враждебной для Российской Федерации, если она окончательно разорвет все отношения на всех уровнях с Россией, это… будет барьером на пути России к возвращению к тем европейским ценностям. Это будет означать, что Россия будет оттолкнута к Востоку. А на Востоке у нас есть одна очень интересная и мощная страна. И учитывая хилость российской экономики, учитывая пестрость российского общества как в национальном плане, так и в территориальном, очень быстро это может превратиться на настоящее государственное фиаско”, – прогнозирует дипломат.

По мнению Елены Галкиной, пока у власти в России находятся те, кто сейчас, концепция “братских народов” не умрет окончательно. “Этого можно ожидать либо со сменой идеологии, либо со сменой власти и идеологии. То есть, клише “братских народов” умрет в двух случаях: либо российская власть должна отказаться от своей идеологии “русского мира”, либо должна прийти другая власть, которая не будет ее поддерживать. Пока идеология русского мира жива, ее ни во что не трансформировали. И не хотят: судя по выступлениям Путина, он действительно верит в то, что говорит”, – отмечает политолог.


Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи