Возобновился штурм блокпостов под Мариуполем. Снова появилась информация о концентрации войск в Крыму у границ Херсонской области.
С просьбой объяснить, что означает такое оживление на фронте, Обозреватель обратился к профессиональным военным – генералам Анатолию Лопате и Дмитрию Уманцу. Перед вами – их версия происходящего.
АНАТОЛИЙ ЛОПАТА, генерал-полковник в отставке, бывший начальник Генерального штаба ВСУ, бывший первый заместитель министра обороны Украины
-На востоке активизировались боевики. Что это может означать?
-Это означает, что Россия не отказалась от своих планов сделать проход на Крым – через Мариуполь, на Херсон.
-Появилась информация о передвижении военной техники внутри Крыма – о том, что на северной границе полуострове концентрируются войска.
-Это одна и та же задача.
-Может ли она быть выполнена?
-Я думаю, что Россия всегда ставит выполнимые задачи.
-Неужели все так плохо?
-Все так плохо.
-В какой перспективе можно ожидать сухопутный коридор?
-К зиме.
-Месяц-полтора?
-Я думаю, может быть, даже быстрее.
-В ближайшее воскресенье в «ДНР» и «ЛНР» пройдут «выборы». На что они могут повлиять?
-Они могут повлиять, прежде всего, на активизацию сепаратистских настроений. Россия уже сказала свое слово – что она признает результат этих выборов.
-То есть эта часть Украины может быть аннексирована так же, как в свое время был аннексирован Крым?
-Точно такой же сценарий, ничего нового.
ДМИТРИЙ УМАНЕЦ, генерал-лейтенант запаса
-Почему боевики активизировались?
-Тут может быть несколько вариантов. Первый вариант – пока у нас тут не все уладилось с правительством, с назначениями после выборов и прочее – побряцать оружием по всей линии фронта, до Херсона.
Я также не исключаю, что у этого идиота может быть в голове идея все-таки пробить коридор. К сожалению, мы не можем полностью отбрасывать этот вариант. Что у него в голове – Бог только знает, хотя там Бога и близко нет.
Третье – не исключено, что ему не только Украина нужна, но и Прибалтика, и Польша и так далее. Как военный человек, я этого тоже исключить не могу. Он сейчас может попытаться проверить НАТО на прочность, посмотреть, как НАТО будет защищать эти страны. Если НАТО проглотит нападение на страны Прибалтики, тогда до Германии и до Франции он точно дойдет. Считайте, что миру конец – на долгие годы.
Поэтому наша главная задача – быстренько очухаться после выборов, сформироваться, вооружаться дальше, подключать Европу, подключать Америку, чтобы не дать возможность этому «Путлеру» сделать то, что он хочет сделать в XXI веке.
-Появилась информации о перемещениях военной техники в Крыму. Можно ли доверять этой информации? Если это действительно так, что это может означать?
-Вы имеете в виду то, что к Херсонской границе подошло несколько бронетранспортеров? Я не могу полностью исключить, что он может двинуть свои войска с той стороны. Главная цель – распылить по всей границе наши силы, найти наиболее слабое место и оттуда ударить.
-Это уже полномасштабная война.
-У нас, по большому счету, полномасштабная война идет уже давно. Я вам больше скажу – эта война более жестокая, чем даже та война, которая была в Афганистане. Там хоть какие-то были правила, а здесь война – полностью без правил. Посмотрите, что он творит – не только регулярные войска посылает, но и диверсантов готовит, и людей мучает.
У наших умников, в том числе военных, надо спросить: почему мы не готовим свои диверсионно-разведывательные группы и не забрасываем в тыл, туда, где готовятся эти сотни диверсантов, например, в Ростове-на-Дону? Я не имею в виду уничтожение мирного населения России – в метро, на вокзалах и так далее. Наши специалисты могут уничтожать их диверсантов. Они ведь у нас это делают. Почему мы не поступаем адекватно?
-Но кто может дать гарантию, что такие группы не создаются? Не думаю, что такие вещи будут афишироваться в СМИ.
-Дай-то Бог. Но уже полгода войны прошло. Если бы они были, значит, это было бы заметно. Но их нет. Поэтому я и задаю логичный вопрос.
-В воскресенье состоятся «выборы» в «ДНР» и «ЛНР». В чем тут заключается план Путина?
-Главный план – был и остается. Ему там нужна живая рана. Он потихоньку подбрасывает туда соли, чтобы она была постоянно живая.
-То есть речь не идет об аннексии по крымскому сценарию?
-Я думаю, вряд ли. Они настолько разбили этот Донбасс – его же надо восстанавливать, а для этого нужны средства. А тут нефть дешевеет… Хоть Обама действует очень флегматично, я думаю, он должен достичь своей цели. Думаю, какие-то переговоры идут, чтобы экономически давить на этого… Мне трудно назвать его человеком.