Последние новости
17 января 2025
16 января 2025

Тактическая игра: Чего добивается Путин, избегая Порошенко

no image

В среду, 7 сентября, пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков разъяснил позицию своего патрона, который ранее заявил, что Кремль заинтересован в диалоге в Нормандском формате. По словам Пескова, заявление президента РФ стоит воспринимать следующим образом: Россия будет говорить с Украиной в составе Нормандской четверки, лишь когда появятся какие-то шансы на реализацию Минска-2. Между тем официальные и неофициальные источники свидетельствуют, что со времени "крымских диверсий" диалога между Москвой и Киевом на каком-либо значимом уровне не было.

На саммите “Большой двадцатки” в Китае, который прошел 4-5 сентября, французский президент Франсуа Олланд анонсировал встречу в Нормандском формате, предполагающем присутствие лидеров Франции, Германии, Украины и России, в течение ближайших нескольких недель. Но уже в среду, 7 сентября, пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что Владимир Путин пока не планирует встречаться с Петром Порошенко. Он объяснил, что Путин совсем не имел в виду, что такая встреча обязательно состоится в ближайшее время, когда на саммите G20 говорил, что Россия поддерживает Нормандский формат и считает его единственно полезным для урегулирования проблемы Донбасса. Песков сослался на слова главы Кремля о том, что встречи в этом формате нужны лишь в том случае, если будет понятно, что они могут принести результат. Пресс-секретарь Путина также добавил, что у него нет информации о запланированных двухсторонних встречах украинского и российского президентов, и что те не общались после так называемых “диверсий в Крыму”.

Как следует из ответа на запрос “Апострофа” в Администрацию президента Порошенко, контактов между Украиной и Россией по линии АП действительно не было, как минимум, с 7 августа. Известно, что Петр Порошенко после обвинений ФСБ в “организации Киевом диверсий” давал поручение Министерству иностранных дел Украины организовать телефонный разговор с Путиным. Но такой разговор не состоялся. Тогда представитель Украины в трехсторонней контактной группе Евгений Марчук предположил, что президент России попросту отказался разговаривать с Порошенко.Нет никаких подвижек и в назначении российского посла в Украине. Как ранее заявлял глава МИД Украины Павел Климкин, Россия пока не подавала официального запроса на назначение Михаила Бабича руководителем дипмиссии. Спикер МИД Марьяна Беца в комментарии “Апострофу” сказала, что Украина контактирует с российской стороной в основном на консульском уровне. “И исключительно для защиты наших граждан в России. Контакты фактически сведены до минимума”, – отметила Беца.

По информации бывшего посла Украины в Беларуси и экс-представителя Украины в трехсторонней контактной группе по урегулированию конфликта на Донбассе Романа Бессмертного, сегодня диалог между АП Украины и РФ, как и между МИД Украины и МИД России, ведется исключительно на техническом уровне: “Мне известны фамилии людей, которые ведут этот диалог с обеих сторон, но я не назову их. Люди на этом уровне не принимают никаких решений. А политический диалог отсутствует. Это последствие, прежде всего, поведения Кремля. А технический диалог, который нужен для Нормандского и Минского форматов, обеспечивается”.

Дипломат утверждает, что Украина со своей стороны готова к диалогу и создает предложения. “И даже в одностороннем порядке пытается делать то, что не выходит за рамки национальных интересов, в Минских договоренностях. Например, в вопросах разминирования”, – отметил Бессмертный.

Он также добавил, что все, о чем говорит Россия касательно Нормандского формата, следует воспринимать как некую тактическую информационную игру. “Эта игра направлена, прежде всего, на то, чтобы организовать давление на украинскую сторону и заставить ее пойти на уступки в выполнении пунктов Минских договоренностей. Россия была в Нормандском формате, и будет, пока он будет существовать, а его необходимость будут признавать европейские страны, включая Украину. Не Россия принимает решения о механизмах, которые на данный момент работают”, – сказал Бессмертный.

Впрочем, как считает старший аналитик Международного центра перспективных исследований Анатолий Октисюк, Украина не имеет в своем арсенале средств, с помощью которых можно было бы заставить Россию включиться в диалог. “Россия не хочет отступать от своей цели – с помощью Минских соглашений переформатировать Украину в федеративное образование в посткрымских границах. Поэтому они и не хотят входить в диалог, а ждут, пока проблема решится сама собой и время расставит все акценты. Так россияне думают”, – резюмировал политолог.

По мнению Октисюка, Украина будет придерживаться нынешней линии поведения, не будет отступать. “А Париж и Берлин будут давить на нас сильнее, чтобы Киев делал шаги навстречу. Думаю, что в ближайшее время следует ожидать визитов их министров иностранных дел”, – сказал он.

В августе своим заявлением удивил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. По его словам, украинский президент в телефонном разговоре с ним якобы рассказал, что готов идти на компромиссы по Донбассу, а принять закон об “особом статусе” Донбасса мешает отсутствие большинства в Верховной Раде. В ответе АП нашему изданию говорится, что последний разговор Петра Порошенко с Назарбаевым, как и следует из сообщений на официальном сайте, состоялся 1 июля. После этого заявления казахстанского президента многим показалось, что Нурсултан Абишевич может играть роль посредника между Киевом и Москвой.

Министр иностранных дел в правительствах Виктора Януковича и Николая Азарова и Константин Грищенко, впрочем, полагает, что в таких посредниках сегодня нет недостатка: “Думаю, что есть достаточно каналов для донесения любых предложений и любых возможных развязок, чтобы не усложнять все привлечением дополнительных посредников. Тем более, что в посредниках нехватки не ощущается. Германию и Францию тоже можно считать посредниками”.

При этом несогласие России идти на диалог на уровне руководства двух стран он также объяснил ее желанием добиться от Украины уступок в вопросе выполнения Минска-2. “Очевидно, что Россия хочет продвижения в выполнении тех элементов Минских договоренностей, в которых она заинтересована. Пока этого нет, видимо, она считает нецелесообразным продолжать такого рода диалог. С другой стороны, на Россию точно так же давят Берлин, Париж и Вашингтон”, – сказал Грищенко.

Отвечая на вопрос, может ли Назарбаев или лидеры других постсоветских стран – например, Александр Лукашенко – быть посредниками при отсутствии прямого диалога между руководствами Украины и России, Роман Бессмертный высказал мнение, что теоретически казахстанский лидер действительно мог бы взять на себя такие обязанности. “Относительно Лукашенко, в это я слабо верю. Он может выступить лишь организатором какой-то встречи. А вот в Назарбаева верю больше, поскольку вижу автономность в его действиях и координацию в сотрудничестве с Россией лишь в той части, которая выгодна Казахстану”, – сказал Бессмертный. Дипломат отметил, что при этом украинцам следует всегда помнить о тонкостях восточной политики.

Относительно компромиссов, упомянутых Назарбаевым, и возможности Порошенко взять на себя за них ответственность, Бессмертный сказал следующее: “Не стоит бросать тень на президента Украины: он может идти на компромисс только в рамках конституционных возможностей. Но, во-вторых, Украина видит компромиссы так, какими их видят европейцы. А кремлевская сторона видит компромиссы по-своему”.

Как долго Кремль будет упорствовать в “своем видении” пока не ясно. И потому вопрос о проведении в ближайшее время встречи президентов Украины и России – в Нормандском формате или двусторонней, – остается открытым. Как не ясно и то, на каком уровне состоится встреча, анонсированная Франсуа Олландом – только ли глав МИД или все же с участием лидеров стран. В то же время, некоторые политики и эксперты убеждены, что личная встреча с Порошенко и Путина была бы целесообразной. Одни указывают на то, что Минские соглашения – это “путь в никуда”, и для подвижек в урегулировании ситуации на востоке Украины Порошенко нужно встретиться с главой Кремля в двустороннем формате. Другие же уверены, что Порошенко мог бы использовать такую встречу, чтобы однозначно отказаться от российской интерпретации Минских соглашений и высказать Владимиру Путину все, что о нем думает.


Все статьи