Последние новости
Сегодня
17 января 2025
16 января 2025

Почему ЕС в очередной раз затягивает с безвизовым режимом для Украины?

no image

Украина должна выполнить свое домашнее задание до конца марта — внести правки в закон об электронном декларировании и запустить Нацагентство по предотвращению коррупции.

2 марта депутат Европарламента от Латвии Андрейс Мамикинс заявил, что ЕС будет рассматривать вопрос отмены виз для граждан Грузии и Украины отдельно, а не в пакете, как предполагалось раньше. На практике это означает, что для украинцев введение безвизового режима опять перенесено, а грузины могут рассчитывать на положительный вердикт уже в июне этого года, когда пройдет очередное заседание Совета ЕС по вопросам юстиции, свободы и безопасности — именно он принимает решения по отмене шенгенских виз. Как заявил 9 марта еврокомиссар по вопросам миграции Димитрас Аврамопулос, спустя месяц после Грузии на отмену виз может рассчитывать и Украина.

1. Почему Европа в очередной раз затягивает с отменой виз для украинцев?

В рамках плана действий по визовой либерализации Украина должна была принять ряд законов, в первую очередь направленных на борьбу с коррупцией, и создать новые антикоррупционные структуры. Этот процесс шел тяжело и медленно. Например, эпопея с принятием «антидискриминационной поправки», которая запрещала работодателям ущемлять в правах сотрудников из-за их сексуальной ориентации, растянулась на несколько месяцев.

К середине февраля Украина вышла на финишную прямую — старались успеть к началу заседания Совета ЕС по вопросам юстиции, свободы и безопасности, которое должно состояться 10–11 марта (следующее — 9–10 июня). Оставалось лишь сформировать Национальное агентство по предотвращению коррупции, ввести электронное декларирование чиновниками своих доходов и имущества, а также принять ещё несколько законопроектов. Но депутаты решили схитрить, внеся в эти документы ряд правок, которые шли вразрез с условиями Евросоюза. Хитрость не прошла — в ЕС дали понять, что им важно не название, а содержание принятых законопроектов. В итоге нормы о спецконфискации, аресте, возвращении и управлении активами, полученными незаконным путем, парламент привел в соответствие с требованиями ЕС.

Но Верховная Рада снова схитрила. В закон об электронных декларациях чиновников с голоса народного депутата от БПП Вадима Денисенко внесли поправки, вызвавшие бурную негативную реакцию функционеров ЕС: ответственность за подачу неправдивых ведомостей в декларации наступала лишь с 2017 года, а не с 2016-го, как предполагалось раньше. Кроме того, госслужащие будут декларировать лишь те расходы, которые превышают 150 минимальных заработных плат (сейчас это 206 тыс. 700 грн в год), а не 20, как предлагали в ЕС. При этом закон позволяет формально подходить к декларированию — к членам семьи чиновника законодатели причислили лишь жену и детей, что позволяет записывать имущество, купленное не на зарплату, на дальних родственников. «Закон не соответствует антикоррупционным обязательствам, взятым украинским руководством», — вынес свой вердикт законотворчеству депутатов посол ЕС в Украине Ян Томбинский.

Проблема с электронным декларированием стала одной из двух формальных причин, по которым ЕС притормозил процесс визовой либерализации. Вторая причина — до конца так и не сформировано Нацагентство по предотвращению коррупции (НАПК), запуск которого сопровождается многочисленными скандалами. «После восьми месяцев неудачных попыток сформировать агентство пришло время увидеть, как оно заработает», — подчеркнул Томбинский.

2. Европа просто не хочет отменять визы для украинцев и ищет для этого формальные зацепки?

Сразу после того, как стало известно об отказе ЕС делать последние шаги для отмены визового режима, ряд политиков из Блока Петра Порошенко и приближённых к Администрации президента лидеров мнений стали активно выдвигать альтернативные версии произошедшего, доказывая, что электронное декларирование и НАПК здесь вообще ни при чём. Главных тезисов два: Европа устала от проблем с сирийскими беженцами и не желает пускать к себе граждан ещё одной страны, где идет война; безвизовый режим для Украины возможен лишь в пакете хотя бы с частичным снятием санкций против России, чего добивается в первую очередь европейский крупный бизнес.

На самом деле собственные проблемы Европы и невыполнение Украиной своих обязательств — разные вещи. По крайней мере украинским парламентариям, делегация которых в начале марта побывала в Брюсселе, на закрытых встречах четко объяснили: Украина свои обязательства до конца не выполнила, поэтому сваливать вину на кого-то другого не стоит.

3. Как на отмену виз влияет приближающийся референдум в Нидерландах?

Формально — не должен влиять никак. Ведь 6 апреля голландцы пойдут на референдум, на котором должны дать оценку исключительно ратификации Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной (СА), — он не имеет никакого отношения к безвизовому режиму. Но де-факто этот референдум стал одним из главных препятствий для Украины в визовом вопросе, тем более что вокруг него уже возникло много домыслов и спекуляций. В частности, противники ратификации соглашения с Украиной, за которыми просматривается след Кремля, распространяют ложный тезис о том, что на референдум будет вынесен не вопрос соглашения, а гораздо более важный вопрос — о членстве Украины в Евросоюзе.

«Правда заключается в том, что мы действительно боролись за то, чтобы Еврокомиссия подала законодательную инициативу в Совет ЕС и Европарламент о безвизовом режиме с Украиной и Грузией совместно. Что помешало? Первое: референдум в Нидерландах. Нидерланды сейчас председательствуют в ЕС, и это была их позиция — законодательная инициатива по Украине после референдума», — объясняет народный депутат от БПП Ирина Геращенко. В контексте отмены виз «проблему с референдумом» признали и в украинском МИД. «Украина стала заложником референдума в Нидерландах. С одной стороны, референдум — это проявление демократии, с другой — он имеет негативный знак», — заявила замминистра иностранных дел Елена Зеркаль. Посол по особым поручениям МИД Дмитрий Кулеба добавляет: «На данный момент, согласно соцопросам, среди голландцев число противников ассоциации с Украиной превышает число ее сторонников (на 6%. — Ред.), хотя в последнее время наблюдается позитивная для нас динамика».

В любом случае референдум в Нидерландах является консультативным и будет иметь минимальные правовые последствия, даже если закончится с плохим для Украины результатом. А вот политические последствия могут оказаться гораздо серьёзнее, затронув в том числе и тему виз. Именно поэтому европейские лидеры пытаются успокоить поддавшихся антиукраинской пропаганде голландцев, делая порой весьма нелицеприятные для украинцев заявления. «Украина не будет способной стать членом ЕС в ближайшие 20–25 лет, то же касается и её членства в НАТО», — резюмировал президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. Но, как объясняют еврочиновники, высказывание Юнкера было обращено не к украинцам, а к голландцам — таким образом Брюссель пытается остудить пыл тех, кто боится наплыва мигрантов из Украины и собирается голосовать против ассоциации с Украиной. Ведущие европейские СМИ также считают, что Брюссель перенес вопрос о предоставлении безвизового режима для Украины на дату после референдума в Нидерландах, чтобы дополнительно не подстрекать голландцев голосовать против ассоциации. «Никакого отказа (в безвизовом режиме. — Фокус) нет. Мы должны доработать в ВР электронные декларации и запустить НАПК, но это технические вопросы. Еврочиновница Хельга Шмидт заявила, что вскоре все произойдет. Такие заявления несогласованными не бывают», — комментирует безвизовый процесс председатель постоянной делегации Украины в ПАСЕ народный депутат Владимир Арьев.

4. Когда все-таки ждать отмены виз?

Украина должна выполнить свое домашнее задание до конца марта: внести правки в закон об электронном декларировании и запустить Нацагентство по предотвращению коррупции. Украинские депутаты наперебой уверяют, что за этим дело не станет и изменения в закон примут на первом после перерыва заседании Рады, которое должно состояться 15 марта. Далее стоит дождаться результатов нидерландского референдума 6 апреля. Если они будут позитивными, политическая конъюнктура улучшится, если нет — украинским дипломатам предстоит дополнительная работа.

Если она будет успешной, останется пройти последние бюрократические сложности: подачу Еврокомиссией заявки на отмену виз для Украины, ее согласование между странами — членами ЕС и на уровне Европарламента. При идеальном варианте этот процесс может закончиться в июне, когда пройдет следующее заседание Совета ЕС по вопросам юстиции, свободы и безопасности, — именно он должен одобрить безвизовый режим. И уже со следующего года, как считает посол Польши в Украине Генрик Литвин, украинцы наконец-то смогут ездить в Европу без виз. Но для начала украинская власть должна быстро и полностью выполнить всё, что от неё требуется, а в свете глубокого политического кризиса на этом этапе могут возникнуть новые проблемы.


Все статьи