Если на востоке Украины дойдет до прекращения огня, это будет означать, что Кремль предварительно достиг своих целей. Однако об урегулировании конфликта говорить пока рано.
На Украине наметилась смена курса. Глава украинского государства Петр Порошенко по окончании телефонной беседы с российским президентом Владимиром Путиным заявил, что возможно соглашение о прекращении огня на востоке Украины.
Подробности и пути достижения возможного перемирия пока остаются неясными.
Из Киева, Москвы и подконтрольных сепаратистам областей все еще поступают противоречивые сигналы. Для населения этих регионов прекращение боевых действий стало бы хорошей новостью. Однако перемирие имело бы фундаментальные политические последствия для конфликта на Украине, длящегося уже многие месяцы.
Новый замороженный конфликт
В случае долгосрочного прекращения военных действий поддерживаемые Россией сепаратисты вышли бы победителями из этого конфликта — они укрепили бы и даже расширили свою власть в подконтрольных им областях. Эту цель и преследует план Путина по урегулированию конфликта, состоящий из семи пунктов. Таким образом, на Восточной Украине может возникнуть новый замороженный конфликт. Их на постсоветском пространстве уже почти четверть века существует несколько: в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии и Нагорном Карабахе.
Для российской политики подобные замороженные конфликты — привычная среда, в конечном счете она им рада. Ведь через подобные подставные структуры можно в ходе бесконечных дипломатических переговоров ловко защитить интересы Москвы. Кроме того, Россия способна влиять и на внутреннюю политику соответствующих стран.
За такими действиями кроется жесткая политика силы. Ведь в результате революции Евромайдана в феврале 2014 года Россия потеряла своего важнейшего союзника в украинской политической элите — президента Януковича и пророссийскую Партию регионов. С тех пор стало ясно, что Кремль пытается повлиять на политическое будущее Украины иными средствами. Перемирие оказалось бы тайной победой украинской политики Путина — неспроста он в последние недели постоянно говорил о нем.
Порошенко проиграл
То, что украинский президент Порошенко выказывает готовность к прекращению огня, — понятное следствие событий последних дней. Потери украинских правительственных войск и захват земель сепаратистами, которых Россия поддерживает, видимо, и регулярными армейскими подразделениями, судя по всему, убедили Порошенко в том, что военное решение конфликта, которого он добивается с конца июня, провалилось. Давление на Киев особенно усилилось с появлением еще одного фронта, открытого Россией возле Мариуполя, на юге Донецкой области.
Если бы дело дошло до перемирия, кровопролитие можно было бы наконец прекратить. Но с политической точки зрения Порошенко и его правительство пошли бы на риск в преддверии назначенных на октябрь парламентских выборов. Многих украинцев оскорбили бы это перемирие и связанная с ним фактическая капитуляция. В первую очередь это касается националистически ориентированных добровольческих батальонов, которые в последние дни понесли большие потери. Весьма сомнительно, что эти силы, с трудом контролируеемые политиками, согласятся с политической логикой перемирия. В результате можно ожидать серьезного внутриполитического напряжения. А на выборах может возрасти популярность радикальных партий. Нельзя исключать и партизанской войны на востоке Украины.
Еще один проигравший
Европейский союз, в особенности Германия, на протяжении уже нескольких недель добиваются прекращения боев и политического урегулирования. Но следует опасаться того, что с возникновением замороженного конфликта часть украинского общества отвернется от Европы. Несколько недель курсируют слухи о сделке между Берлином и Москвой, в результате которой Порошенко якобы должен прекратить боевые действия и тем самым фактически отдать сепаратистам Донецк и Луганск. Поэтому многие украинцы считают, что Евросоюз и особенно Германия их предали.
Мнение, что европейские политики отреагировали на агрессию России против соседней страны недостаточно сплоченно, распространено и в некоторых странах ЕС. Замороженный конфликт на востоке Украины, пожалуй, еще долго будет сотрясать Евросоюз. Отношения с Россией, да и с Украиной, будут вероятно осложнены на многие годы. Европа уже не сможет вернуться к доконфликтному статус-кво.