Аналитики американской частной разведывательной компании Stratfor считают, что президент России Владимир Путин боится бунта в Кремле и поэтому пошел на попятную, призвав пересмотреть пакет жестких антитеррористических законов (так называемых "законов Яровой"), принятых в этом году.
Как говорится в отчете американской разведки США, такое отступление, по мнению экспертов, связано с грядущими выборами в России — парламентскими (пройдут 18 сентября этого года) и президентскими (должны состояться в 2018 году), а также с тем, что позиции Путина становятся неустойчивыми, а сам он опасается бунта в Кремле.
“Пакет Яровой” (который иногда называют “весенним пакетом”) был предложен в июне группой депутатов, которых характеризуют, как “ястребы”. Эти политики уже “прославились” такими драконовскими мерами, как законы об “иностранных агентах”, ограничивающие финансирование неправительственных организаций, и законопроектом, который мог бы ввести уголовную ответственность за гомосексуализм.
“Законы Яровой” значительно расширили определение терроризма и возможности властей отслеживать потенциальную террористическую деятельность. Они классифицируют как терроризм любое публичное подстрекательство к беспорядкам или вооруженному восстанию. Даже обсуждение такой деятельности в СМИ или социальных сетях, или недонесение теми, у кого есть информация о разговорах на подобные темы, в России может рассматриваться как уголовное преступление.
Российские телекоммуникационные компании обязаны хранить данные всех пользователей (sms-сообщения, звонки и сведения об онлайн-активности) в течение трех лет для контроля со стороны властей, а Федеральная служба безопасности (ФСБ) будет иметь доступ ко всем зашифрованным данным.
Законы подверглись широкой критике со стороны политиков, активистов и операторов мобильной связи. Ряд лояльных по отношению к Кремлю людей попросил Путина их отменить. Против выступал даже Эдвард Сноуден, которому Россия предоставила убежище.
Политики и активисты утверждают, что “пакет Яровой”, по сути, запрещает свободу слова в стране, положив конец какой-либо политической оппозиции. Операторы мобильной связи утверждали, что законы технически невыполнимы и экономически нецелесообразны, требуя эквивалент инфраструктуры, равной выпускаемой продукции каждого производителя для хранения данных в мире за семь лет. Это недостижимая задача. Несмотря на сопротивление, законопроекты были приняты российским парламентом. Путин подписал этот пакет законов 7 июля.
“Весенний пакет” является частью серии законов, принятых в последние месяцы, которые, кроме того, ограничили возможность владения оружием для граждан, создали путинскую Национальную гвардию и разрешили полиции открывать огонь по толпе людей.
Кремль обеспокоен растущим напряжением в стране. Независимый “Левада-центр” подсчитал, что количество протестов возросло на 40% за последние два года, что вызвано, в основном, глубоким экономическим спадом.
Оправданно или нет, Кремль также опасается, что внешние силы могут начать в стране так называемую “цветную революцию”. Все это происходит в то время, как Россия находится в середине двухлетнего избирательного цикла, который начинается с парламентских выборов 18 сентября 2016 года и завершится президентскими выборами в марте 2018-го.
Это первые национальные выборы со времен массовых протестов в 2011-2012 гг, которые потрясли Путина и вынудили Кремль пойти на ряд уступок российскому народу — сигнал, что Путин не был столь уверен в своем положении, как и в прошлые годы. Теперь Путин снова прогибается, однако, на этот раз, в его планах видны трещины.
Рейтинг одобрения российского лидера, который был на уровне 91% в начале года, скатился на 10 процентных пунктов, согласно данным “Левады”. Рейтинг лояльной ему партии “Единая Россия” упал еще быстрее, снизившись с 60% до 31%. Остается неясным, может ли правящая партия удержать большинство в парламенте на предстоящих выборах без манипуляций, которые в прошлый раз и послужили толчком для массовых протестов.
Внутри Кремля продолжается опасное усиление борьбы. В последние месяцы президент России отстранил одного из самых влиятельных людей в стране — Сергея Иванова (экс-главу администрации Путина), одновременно ведя борьбу с другим влиятельным человеком — Игорем Сечиным (главой “Роснефти”).
Элиты в ФСБ, которые связаны с Ивановым и Сечиным, хотят больше власти, а опасения насчет бунта внутри кремлевской элиты побудили Путина создать свою личную военную силу, подотчетную только ему (Национальную гвардию, — ред.). Хотя предложение Путина по “законам Яровой” может быть незначительной попыткой предотвратить большее сопротивление, оно является еще одним симптомом гораздо более серьезной проблемы для российского лидера.
кружения. С этой поддержкой он был в состоянии управлять Россией, не учитывая популярности своей политики. Теперь же президент РФ находится в более неопределенном положении, что делает процесс принятия Россией решений более непредсказуемым.