Украина на данный момент рассматривается Польшей и ее политическим классом как младший партнер в политике, интересы которого не обязательно и даже не следует особенно учитывать.
Об этом пишет доктор политических наук, директор Центра исследований проблем Российской Федерации Национального института стратегических исследований Максим Разумный.
Вся история с польским законом об Институте национальной памяти Польши больше связана с внутриполитическими процессами в Польше, а именно – с дрейфом польского политикума, а вместе с ним и польского общества, в направлении национализма в широком смысле этого слова: к идеологическому и экономическому эгоизму, к более агрессивному позиционированию себя на международной арене и в отношениях с Европейским Союзом, Россией и странами-соседями. Этот дрейф имеет объективную природу.
Именно поэтому не стоило даже ожидать, что какие-то заявления украинского МИД или обращение Верховной Рады смогут повлиять и изменить каким-то образом эту эволюцию польской политической элиты и общества.
Учитывая это, можно сказать, что Украина на данный момент рассматривается Польшей и ее политическим классом как младший партнер в политике, интересы которого не обязательно и даже не следует особенно учитывать. Для нас это не очень приятная констатация, но она вытекает из очень многих факторов. Во-первых, Польша сама взяла на себя роль адвоката Украины перед Евросоюзом, а также примера для Украины в экономическом и политическом смысле. Во-вторых, существует такой фактор, как украинские заробитчане в Польше: они самим фактом своего присутствия, своим статусом в польском обществе подсознательно фиксируют статус второстепенности Украины и украинцев для Польши, для ее амбиций и тому подобное.
Такая ситуация не определяет на будущее каких-либо перспектив приемлемого для Украины решения этого конфликта. Скорее всего, он будет каким-то образом смягчен или ослаблен. Возможно, примирительными заявлениями с обеих сторон. Причем поляки больше будут ждать таких заявлений от Украины, ждать, что эти шаги со стороны Украины будут подобными тому, как Петр Порошенко становился на колени перед памятником жертвам насильственных действий в Польше. Но Украина вряд ли такие примирительные шаги будет делать …
Поэтому конфликт, скорее всего, не будет дальше обостряться, не будет эскалации (напротив, скорее всего, его будут пытаться сгладить в той или иной степени), но он будет продолжаться, пока для Польши не возникнет какая-то другая перспектива и позиционирование. То есть ситуация может измениться, когда состоится поворот от консервативного и агрессивного национализма поляков к либеральному и более лояльному к окружающему миру позиционированию. В ближайшее время, пока ведется борьба между польскими консерваторами и условной либеральной проевропейской позицией, такой поворот вряд ли возможен. Но будем наблюдать за процессом…