Никто не знает, получится ли у Украины. Майдан не является волшебной палочкой, приводящей страну к процветанию. Он лишь не дает стране впасть в диктатуру и угнетение. Об этом пишет российский писатель, сценарист, блогер Олег Козырев.
21 ноября 2013 года в Киеве началась протестная акция, позже получившая название Евромайдан. Поначалу протест был направлен против решения правительства отменить процессы интеграции с Европой. Данный протест понемногу угасал и привлекал на площадь все меньше киевлян. Обычная для Киева мирная акция внезапно ночью была жестоко разогнана Беркутом. Избитые в кровь студенты спаслись в местном храме. После этого на улицы вышла вся столица, а после и вся страна. Копившееся раздражение бандитским беспределом, похищениями и избиениями политических оппонентов и журналистов, да еще и подкрепленное демонстративно неправовым и жестоким разгоном мирной молодежи – все это заставило людей говорить уже о том, чтобы прекратился беспредел силовиков и титушек, чтобы была остановлена коррупция в правительстве Януковича.
Дальше почти все мы видели в прямом эфире. Попытки жестоко расправиться с протестующими – их неожиданный и яростный отпор. Первые баррикады и первые убийства протестующих силовиками и титушками. Похищения, пытки и убийства журналистов и гражданских активистов. Организация самообороны Майдана. Подъем протестов по всей стране. Попытки подавить протесты в Киеве еще большей силой – и вся страна, вставшая на пути этих силовиков, едущих в Киев. Освобождения местных администраций от людей, заставлявших силовиков и титушек расправляться с протестующими.
Почти было разгон Майдана, а потом неожиданный поворот с покрышками, которые возвели на месте сломанных баррикад и которые стали баррикадой новой. Избиения и разгромы пунктов медиков. А до того конечно сами эти удивительные медики, рисковавшие жизнями, спасая людей. Похищения раненных майдановцев из больниц, пытки их и убийства. Попытка теряющего власть Януковича договориться с политиками и решительное нет, сказанное Майданом со сцены на такую попытку. Ну и ввод в город военной техники, настоящая уже атака на поредевший Майдан. Отчаянная борьба людей за свободу страны и за свое достоинство. Дрогнувшие и побежавшие силовики. А потом трусливый и уже совершенно жестокий расстрел ими майдановцев. Ответ некоторыми представителями самообороны тоже из оружия, уже в понимании, что это почти война. И тут уже окончательное бегство всех, кто подумал поставить народ на колени силой дубинки и пули. И Янукович тут бежал первый. Естественно, спасая прежде всего добро.
Тогда все начали понимать украинский. В те дни совершенно мирная и про любовь песня Вакарчука «Я не сдамся без боя» неожиданно стала песнью о жизни и смерти. А позже пришел и Ляпис со своим «Воины света». Вне зависимости от того, кто из нас гандист и выступает за мирные формы протеста или кто-то вообще даже близко не гандист – все мы восхищались киевлянами, всеми украинцами, понимали, за что они стоят и видели, как они это делают. С каким мужеством, отвагой, любовью к своей стране. Мы все плакали, когда Майдан хоронил свою Небесную сотню под реквием “Пливе кача по Тисині…”. Мы искренне завидовали тому, как они пели свой прекрасный гимн, вот это «козацького роду». Этот гимн им не навязал кто-то, периодически меняя слова в зависимости от конъюнктуры. Этот гимн они сложили Майданом и утвердили в нем каждое слово.
Может быть, не всех мы помним, но некоторые останутся в памяти на долгие годы. Сергей Нигоян – прямой обличитель всех лжи про то, что майдан якобы был фашистским, своей жизнью и смертью он утвердил, что это история про достоинство человека. Не про национальность. Не про государство даже. И любой, кто любит свободу, признает Нигояна своим. И русский, и украинец, и белорус, и конечно армянин.
Казак, не спасовавший перед издевавшимися над ними беркутовцами. Медсестры, вытаскивавшие на своих плечах раненных. Полицейские, не желающие стать полицаями, приезжавшие со всей страны на Майдан защищать людей. И журналисты прекрасного Громадьске ТВ. Седые дядьки, очкарики-студенты, собранные футбольные фанаты, сердобольные старушки – ты смотрел на все это и видел в этом что-то правильное, настоящее. Весь народ, как один. Хочу сказать, что все же и политики молодцы. Многие не сдрейфили. Были рядом с людьми вплоть до последней самой страшной ночи.
В те дни погибли не только протестующие. Погибли и силовики, разгонявшие протестовавших. Часть их них наверное сознательно нарушили присягу и знали, что совершают преступление. Часть скорее всего просто случайно оказалась там и не нашла в себе воли отказаться от участия в подавлении. Любой, кто служил в армии или в органах понимает, что на то, чтобы отказаться от незаконного приказа, нужно большое мужество. И вдвойне оно нужно, если с твоей стороны уже есть раненные или погибшие. В любом случае они точно являются жертвами ситуации, в которую загнал страну Янукович.
Дальше тоже были майданы. Тот же Мамчур, без оружия шедший на смерть под флагом своей страны, потому что оружия ему никто не дал и защищать страну приказа дать не решился. Но он сделал все, что мог для достоинства. Свой личный майдан он отстоял. Если бы вся Украина в те месяцы стояла вот так же, может быть и до сих пор была бы единой и без войны.
Мало кто хочет, чтобы его история, его ценности вырастали из мира подлецов, коррупционеров, трусов, бандитов, лжецов. Хоть по всем телеканалам неси ты ложь про события годовалой давности, про события сегодняшние, а все равно, рано или поздно, для многих или для всех, но события тех дней станут безусловным примером силы духа и для нашей истории, истории России (и наверное истории Белоруссии тоже) – истории всех славянских государств экс-СССР.
Никто не знает, получится ли у Украины. Майдан не является волшебной палочкой, приводящей страну к процветанию. Он лишь не дает стране впасть в диктатуру и угнетение.
Герои умирают. К сожалению, к несчастью, именно герои умирают подчас первыми. Потому, что не молчат, хотя могли бы. Потому, что не трусят, хотя могли бы. Потому, что идут первыми, хотя могли бы хотя бы вторыми или третьими или десятыми или вообще не идти. У героев тоже есть мечты, есть семьи, есть дети, есть работы, есть большая жизнь впереди, которую они хотели прожить. Может быть им хотелось бы если бы и сражаться за что-то, но делать это пикетом у здания суда или жалобой в надзорные органы. Может быть им хотелось бы жить в цивилизованной стране и цивилизованными способами решать любые трудности. Но жизнь поставила их на грань цивилизации. И эту грань защищать выпало им. Если бы они отступили, для их страны не было бы шанса. Ее бы сожрали полностью и неумолимо. И варвары-бандиты, вышедшие на героев, не дали шансов выбрать цивилизованный путь диалога. Биты, цепи, кастеты, ружья – вот с чем пришли к ним бандиты. И герои пали, чтобы не падал от руки бандита с возможностями государства больше никто и никогда.
Слава Украине. Героям слава.