Последние новости
24 января 2025
23 января 2025

В Украине разыграли Болотный сценарий

no image

Против участников Майдана применили точечные репрессии . Чтобы запугать граждан и сбить массовость демонстраций, в тюрьмы бросают обычных людей, присоединившихся к протестам.

Шевченковский суд Киева во вторник заключил под стражу на два месяца восьмерых задержанных на улице Банковой и одного – возле памятника Ленину в воскресенье, сообщает ЛІГАБізнесІнформ.

Среди них – днепропетровский журналист, основатель газеты “Лица” Валерий Гарагуц. Всем задержанным инкриминируют статью 294 Уголовного кодекса Украины: массовые беспорядки, сопровождавшиеся насилием, сопротивлением представителям власти с применением оружия или других предметов, использовавшихся в качестве оружия. Санкция этой статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до семи лет.

Что произошло

Родственники арестованных с трудом сдерживают слезы, когда рассказывают о вечере 1 декабря и последовавших за ним событиях. Сутки и более они не могли выяснить, где находятся их родные: все следы обрывались на Банковой. В киевских РОВД им отвечали, что никаких протестующих на акциях не задерживали, в Больнице скорой медицинской помощи – что люди с такими фамилиями не поступали. Кадр за кадром они просматривали видео побоища, устроенного “Беркутом”, чтобы найти родных.

“Я пересматривала все видео, потому что знала: он (задержанный Николай Лазаревский, – ред.) был на Банковой, и, может, где-то на видео попал. Загрузила одно из видео, где “Беркут” бьет людей уже внутри (во дворе АП, – ред.), и увидела Колю. На видео он лежал на асфальте, его били ногами “беркуты”… Они еще спрашивали, есть ли у него деньги, достали кошелек. А наш адвокат говорил, что при обыске у него уже не нашли кошелек”, – рассказала на пресс-конференции невеста Лазаревского Яна Степанова. (см. видео). Родственники искали Лазаревского шесть часов – звонок из БСМП поступил в 10 вечера. По словам Яны, “Беркут” указал на него как на одного из провокаторов, – якобы он стоял на тракторе в красной куртке. Заявление Лазаревского о том, что он был в черной куртке, которая находится у правоохранителей, Шевченковский районный суд Киева оставил без внимания.

Кристина Превир вышла на Майдан вместе с отцом и братом Егором Превиром. Брат впоследствии был задержан как организатор беспорядков. На акции протеста их семья ходит редко. На этот раз на улицы их вывел субботний разгон “Беркутом” студенческой акции на площади Независимости. От прохожих они узнали, что на Банковой беспорядки. Брат решил посмотреть, что происходит. “Он нам позвонил с Банковой и сказал, что сейчас будет уходить – тут происходят страшные вещи… Но не успел. Наша семья только в понедельник к семи вечера, через сутки, узнала, что он задержан”, – говорит Кристина. По ее словам, на момент задержания Егор стоял перед “Беркутом” с поднятыми руками, и как он оказался с серьезными травмами в БСМП, семья не знает: “Он рассказал в суде, что его жестоко били, раздели, у него стояли беркутовцы на руках и ногах, хотя он не оказывал сопротивления. Ему мешали подняться, хотя на улице было около нуля градусов. Несколько часов он пролежал на асфальте”.

Журналист Валерий Гарагуц на Банковой вел видео- и фотосъемку. По версии его коллеги, координатора организации Гражданский актив Днепра Андрея Денисенко, он пришел в точку столкновения уже после того, как “Беркут” силой вытеснил оттуда демонстрантов – и увидел, что там много раненых. “Беркут” якобы без предупреждения напал сзади, когда он оказывал помощь пострадавшему. У Гарагуца были при себе журналистское удостоверение и другие документы. Тем не менее, его три часа держали на асфальте во дворе АП.

Адвоката к журналисту не пускали больше четырех часов. Чтобы попасть на следственные действия к подзащитному, Александру Мирошнику пришлось вызвать в БСМП наряд милиции. В результате все документы, которые должны были составляться в присутствии адвоката, составлены без него. Судебное заседание в суде продолжалось больше 10 часов. Прокуроры, требуя ареста, ссылались, в том числе, на риски препятствования следствию со стороны журналиста. “Судья цинично заявила, что Гарагуц был на Банковой, а его журналистский статус еще не означает, что он осуществлял там журналистскую деятельность”, – сказал Денисенко.

“Уголовное производство, в котором мой подзащитный проходит как подозреваемый, проходит только с одной целью: прикрыть другое преступление, совершенное сотрудниками милиции”, – отметил в комментарии корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ адвокат Александр Мирошник, добавив, что уже подготовил апелляционную жалобу на арест.

Всего за беспорядки на Банковой по ст. 294 арестованы девять человек: Александр Остащенко, Юрий Болтов, Николай Лазаревский, Валерий Гарагуц, Сергей Нужненко, Ярослав Притуленко, Геннадий Черевко, Егор Превир, Владислав Заговорко. Известно, что у одного из них тяжелая черепно-мозговая травма, другой перестал видеть на один глаз, есть задержанный с переломами, у всех многочисленные ушибы. Суд санкционировал их аресты почти в секретных условиях: родственники узнавали о заседаниях через интернет.

Болотный опыт

Российский фотограф Александр Барошин, регулярно снимающий заседания по Болотному делу и протестные акции в России, считает, что в Украине сейчас повторяется российский сценарий. “Это практически Болотное дело в Украине, только у вас это будет называться Банковое дело. Та же технология”, – сказал он в комментарии корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ.

Напомним, полтора года назад, 6 мая 2012-го, на Болотной площади в Москве прошла массовая акция “Марш миллионов” против фальсификации выборов под Путина. По версии участников акции, ОМОН внезапно преградил демонстрантам путь к месту согласованного митинга, спровоцировав давку, в результате которой часть людей оказалась за полицейским оцеплением. Затем полиция атаковала демонстрантов, начав грубый разгон с применением дубинок и спецсредств. Были задержаны около 600 человек, несколько десятков получили травмы. В российской полиции заявили, что во время акции пострадали 12 бойцов ОМОН: у троих были травмы головы, у двоих разбиты подбородки, семеро получили химические ожоги глаз. Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело о массовых беспорядках и случаях насилия в отношении представителей органов правопорядка. В рамках дела обвиняются 27 участников протестной акции, из которых двое уже приговорены к реальным тюремным срокам.

“На Болотной был спарринг между силовиками. Те, кто срывал шлемы и бронежилеты с ОМОНа, не пойманы. И это при том, что у них стоят круговые камеры: все снималось онлайн, снимал отдел по борьбе с экстремизмом, и никто никого не поймал. Людей с закрытыми лицами тоже никто не проверял. Это заранее спровоцированная акция. И тут (1 декабря на Банковой, – ред.), я уверен, было все точно так же спровоцировано. Для того, чтобы были беспорядки и можно было ужесточить режим”, – отметил Барошин.

Зачинщиками беспорядков на Банковой, и это видно на многих видео, были провокаторы. На штурм Администрации президента людей подбивали молодые люди в масках, вооруженные молотками, цепями и петардами, – такое видео передали в Генпрокуратуру оппозиционные депутаты. Провокаторы странным образом исчезли перед атакой “Беркута”, а некоторых из этих парней зафиксированы на видео за милицейским оцеплением.

По словам лидера парламентской фракции Батькивщина Арсения Яценюка, за силовым провокациями в Украине стоят глава СНБО Андрей Клюев и пророссийский политик Виктор Медведчук, а сам сценарий писался в России. Цель, отметил Яценюк – спровоцировать гражданское противостояние, чтобы ввести в Украине чрезвычайное положение со всеми его юридическими и политическими последствиями. Однако правозащитники считают, что цель может быть гораздо прозаичней: запугать людей и сбить массовость протестов, дав понять каждому – любой человек в любой момент может быть выдернут из толпы протестующих и посажен за решетку.

“Это акции устрашения. Запустили “Беркут” (на студентов, – ред.) – не получилось, реакция была прямо противоположная. Сейчас – задержание девяти граждан, обвинение в совершении уголовного преступления – это второй этап попытки устрашения. Я думаю, что планируется еще больше участников привлечь к ответственности, порядка двухсот-трехсот человек, чтобы в будущем все думали о том, что могут оказаться в тюрьме”, – отметил, комментируя последние аресты, правозащитник Эдуард Багиров.

На вопрос, возможно ли противостоять нынешним арестам правовыми методами, Багиров ответил утвердительно: “Да, это процентов тридцать успеха. Защита их интересов и прав – это работа журналистов, правозащитников и адвокатов… Был приказ. Эти девять человек могли быть под другими фамилиями. Фактически была команда – задержать людей, обвинить по шаблонной статье, создать резонанс, чтобы было психологическое давление и страх среди участников Майдана”.

Киев ответил на действия власти привычным способом: вчера несколько тысяч митингующих забросали яйцами Министерство внутренних дел, а затем начали бессрочный пикет возле Генпрокуратуры – до тех пор, пока глава ведомства Виктор Пшонка не издаст приказ об освобождении из-под стражи задержанных и избитых на Банковой активистов.

Оппозиция уже оценила опасность болотной технологии и пытается оказать юридическую поддержку задержанным.

Эхо Банковой в России

События на Банковой пересеклись с Болотным делом еще по одной причине. 2 декабря, на следующий день после столкновений с “Беркутом”, российский телеканал Дождь сообщил о том, что киевский Евромайдан поставил под угрозу амнистию болотных узников. Ожидалось, что их отпустят ко Дню Конституции России 12 декабря, и президент Владимир Путин вроде тоже был не против. Но, как напомнили правозащитники, на Майдан-2004 российская власть уже отвечала неординарным способом – созданием молодежных антиоранжевых движений. Фобия Путина сработала и на этот раз: 4 декабря президент России заявил, что амнистия к 20-летию российской Конституции не коснется фигурантов Болотного дела.


Все статьи