Убийством Немцова власть зондирует, насколько далеко она может пойти по пути репрессий.
Такое мнение выразил Константин Атоев, эксперт Института кибернетики НАН Украины.
Кто мог бы решиться на убийство в прикремлевской зоне, напичканной сотнями камер наблюдения, в которой мышь не прошмыгнет, не оставив следа, не то что автомобиль с вооруженными людьми, который к тому же где-то стоял – или он наматывал круги в той же зоне, пока Немцов и его спутница двигались к мосту? Вопрос риторический.
Мнения экспертов разнятся лишь в отношении того, какая из башен Кремля все это санкционировала. Несмотря на план «Перехват», убийцы беспрепятственно скрылись из самой охраняемого района Москвы. Поэтому версии, озвученные властью о «сакральной жертве», «украинском следе» и мусульманской мести за позицию Немцова по теракту в Charlie Hebdo не выдерживают никакой критики. Видеозаписи убийства, сливаемые сейчас в СМИ, могут изготавливаться теми же структурами, которые стоят за сфабрикованными свидетельствами атаки украинских ВВС на малазийский Боинг.
Дата также говорит о многом. Как и убийство Анны Политковской в день рождения Путина, происшествие на Большом Москворецком мосту пришлось на чекистский праздник – только что утвержденный день работников специальных операций РФ, приуроченный к захвату Крыма «зелеными человечками». Место и дата были выбраны не случайно: чтобы каждый из 84% электората понял, кто на самом деле ликвидировал «врага народа».
Организаторы убийства как бы говорят: «Да, дорогая наша «черная сотня», вы все понимаете, не можем пока назвать вслух имена «героев», время еще не пришло, но это те самые «вежливые люди», о которых вы подумали, и которых еще наградят». Это как в старом советском фильме «ЧП», когда герой Тихонова скрещивает пальцы и подмигивает своим, чтобы те поняли, что к чему. А тем, кто не понял, все растолкуют сразу засуетившиеся кремлевские тролли и боты в соцсетях, не скрывающие восторга по поводу случившегося.
Большинство экспертов считают, что убийство Немцова вредит Путину. Однако в одном из своих интервью Немцов назвал имя того, кто, по его мнению, стоит за его преследованием: «Неужели вы думаете, что обыск у меня или у Ксении Собчак, дочери человека, приведшего Путина в коридоры власти, мог произойти без его прямого указания, учитывая степень централизации российской власти?»
Чем убийство Немцова грозит Путину? Одним поводом для санкций больше, одним меньше – какая теперь разница. Наоборот, Кремль в который раз показывает, что мнение Запада его не интересует. В глазах своих сторонников он демонстрирует силу и беспощадность к «врагам народа» – еще пару таких убийств, и в РФ не будет вообще никаких митингов, протестов и недовольных, совсем как при Сталине.
Убийство Немцова может на время отвлечь от проблемы Савченко, и этим могут воспользоваться ее палачи. Это и есть ответ на письмо Войновича Путину с вопросом, что Россия будет делать в случае смерти украинской летчицы. Все просто. Она отвлечет мир новым громким преступлением, например, расширением зоны вторжения в Украину, применением новых типов вооружений, очередными терактами.
Немцов, Макаревич и Войнович чуть ли не единственные из русского бомонда подняли голос в защиту Надежды Савченко. Сейчас необходимо, чтобы российская интеллигенция, вдруг оценившая Немцова (воистину, они умеют любить только мертвых), приняла от него эстафету по ее защите. Даже у подписантов письма в защиту захвата Крыма, которых ход последовавших событий заставил переосмыслить свою позицию, появляется шанс немного подправить свой будущий некролог. Евгений Евтушенко, Даниил Гранин, Наталья Солженицына, Евдокия Смирнова, Татьяна Толстая и многие другие тоже могли бы занять более активную позицию. Ведь убийством Немцова власть зондирует, насколько далеко она может пойти по пути репрессий, и каждый из оппозиционеров может стать следующей жертвой.