Последние новости
21 января 2025
20 января 2025

Вся подноготная мощной российской пропаганды, – эксперт

no image

Медийный скандал вокруг победы Джамалы на песенном конкурсе "Евровидение" в очередной раз продемонстрировал мощь российской пропаганды.

Никто не помнит, на каком ресурсе появилась новость о том, что Дания начислила Украине лишние баллы. Однако европейская пресса, не менее негибкая, чем европейский политикум, для соблюдения баланса опубликовала новость о результатах конкурса, с оговоркой о разразившемся скандале. Даже если ошибка и имела место быть, она бы не изменила очередность лидеров, а вот неприятный фон для украинской победы создала. Украинские, как и мировые медиа должны осознавать, с пропагандистской машиной какого масштаба они имеют дело.

Вертикаль пропаганды

Утверждение, что Украина является объектом российской информационной войны в течение последних нескольких лет – чистая фикция. Мощная пропаганда Кремля действует на территории нашей страны без малого сто лет, а примитивные кампании по утверждению российского верховенства над “младшими славянскими братьями” ведутся несколько веков к ряду. Новейшие технологии лишь усовершенствовали этот процесс, а информационная эра придала пропаганде большего веса.

Россия, в этом смысле, крайне удачливая страна. После распада Советского Союза, Российская Федерация получила в свое распоряжение целый арсенал идей и практик полицейского авторитарного государства. В том числе, влиятельный пропагандистский аппарат. Его устройство практически безукоризненно. Государство изобретательно подмяло под себя, по старой доброй советской привычке, СМИ и церковь, а также обзавелась общественными организациями, “независимыми” экспертами с претензией на демократию.

Де-юре, роль “смотрящего” в этой системе досталась специально созданной службе, в заглавии которой указано ключевое слово – Роскомнадзор. Именно он занимается вопросами СМИ: лицензии, законодательная база, и сводка обязательных к выполнению планов. Данный центр цензуры поставил “темники” буквально на конвеерное производство. Вездесущее государство разработало рекомендации даже для освещения случаев суицидов: как часто и в какой манере стоит рассказывать о самоубийцах. Кроме того, орган ведет реестр всех публичных лиц, даже блоггеров. А на днях ведомство получило и вовсе неограниченную власть над интернетом – разрешение блокировать сайты без суда и следствия. На исполнение своей работы в прошлом году ведомство получило больше 9 млрд. рублей (около 120 млн. долларов).

Де-факто, обязанность следить за общественными настроениями лежит на ФСБ. Во времена президентской каденции Виктора Януковича, Служба безопасности Украины получила небольшой ликбез по работе с общественными настроениями от российских коллег. Тогда нашим спецслужбам представили модель контроля информационного пространства страны. СБУшники утверждают, что каждую неделю в Администрации Президента РФ собираются представители ключевых медиа и ФСБ. Первые получают сводку тезисов на следующую неделю – какие новости и в какой интерпретации должны прозвучать. Спецслужбы же должны мониторить и “подчищать” пространство.

Бравая работа вылилась в ощутимые результаты. В 2015 году зафиксировали 203 случая уголовного преследования за публикации в интернете, а 18 человек получили тюремный срок. В девять раз выросло и количество блокировок неугодных сайтов – россиянам отрезали доступ к более 9 тыс. сайтов.

Стратегическая работа полностью лежит на Администрации Президента и профильном Министерстве связи и массовых коммуникаций. Последнее в современном виде появилось в 2008 году после не совсем удачного блицкрига России в Грузии. Отсутствие соответствующего информационного прикрытия привело к тому, что РФ села в лужу. Согласно официальной информации, ведомство занимается информационными технологиями в самом широком смысле – от программного обеспечения и теле/радиочастот до доступа к информации и интернету. Любопытно, что согласно информации с сайта ведомства, оно является модернизированной версией Народного комиссариата связи. В прошлом году министерство получило из бюджета больше 7 млрд. рублей (около 100 млн. долларов).

Агитпроп в лицах и бюджетах

На “пряники” для рупоров российской пропаганды Кремль не скупится, ежегодно отстегивая на информационную войну суммы, сравнимые с бюджетом небольших стран. По подсчетам Госдепа, на пропаганду Россия тратит 1,4 млрд долларов. Это позволяет ей вещать на 30 языках, покрывая аудиторию в 600 млн человек в 130 странах мира. То есть, около 10% населения планеты являются потребителями информационного продукта, зараженного пропагандой. Хотя, в историческом разрезе такая сумма кажется незначительной. По данным ЦРУ, в 1980-е на пропаганду за рубежом Советский Союз тратил от 3,5 до 4 млрд долларов. Впрочем, такой бюджет включал в себя как медийный инструментарий, так и использование демократических инструментов: движения, протесты, общественные организации и т.д.

Половину от этой астрономической суммы получают ключевые средства массовой информации. К слову, Россия является одним из лидеров по официальным расходам государства на СМИ, уступая Китаю. Несколько лет назад ключевые медиа обходились стране в 48 млрд рублей (около 746 млн долларов). Обслуживают интересы Москвы и осваивают основной бюджет Russia Today, ITAR-TASS, Sputnik, Rossiiskaya Gazeta, VGTRK, Public Television, NTV, Petersburg, Chanel One. Такое финансирование позволяет привлечь и удержать профи.

Для того, чтобы осознать масштабы деятельности этих медиагигантов, достаточно взглянуть на цифры. Горячо любимый канал Russia Today ведет вещание в 100 странах мира, и в мае этого года преодолел отметку в 1,7 млрд просмотров на Youtube. Ресурс имеет штаб-квартиры в Лондоне, Вашингтоне и Германии. Рабочими языками являются: английский, испанский, немецкий, арабский и французский. Зарплаты в российском офисе канала более чем достойные. К примеру, новичкам на “RT” готовы заплатить 5-6 тыс. долларов, а ради профессионалов со стажем редакция готова раскошелиться на суммы порядком больше. В Штатах канал имеет аудиторию в 8 млн человек, в Европе – 36 млн, в Индии – 7 млн, на Ближнем Востоке и в Африке – 11 млн. Это удовольствие обходится стагнирующей России в больше 500 млн. долларов.
Еще один мощный холдинг – Sputnik, который уже запрещен в Турции и Латвии. Ресурс имеет штаб-квартиры в Лондоне, Вашингтоне, Рио-де-Жанейро, Берлине и корреспондентскую сеть по всему миру. Вещание ведется в 27 странах. Аудитории можно только позавидовать. Радиостанции и сайты доступны на: английском, немецком, французском, итальянском, испанском, португальском, арабском, китайском, корейском, японском, турецком, вьетнамском, польском, чешском, сербском, персидском, грузинском, армянском, азербайджанском, узбекском, таджикском, киргизском, белорусском, молдавском, латышском, эстонском, абхазском, осетинском, курдском, а также на языках пушту и дари. Из госбюджета этот ресурс высасывает около 300 млн. американской валюты.

Следующее мощное информационное оружие – ИТАР-ТАСС. В этом году агентству исполняется 112 лет. Как ни странно, точкой отсчета этого медиа стала война, российско-японская. На данный момент информационное агентство имеет 70 региональных корпунктов в России и 68 представительств в 63 странах мира. До 2014 года ИТАР-ТАСС вещал на 6 языках, но в виду потери влияния информагентств и наращивания потенциала в телевизионном вещании и интернете, агентство было сокращено. На данный момент оно ведет вещание только на английском и русском. Финансирование – около 100 млн. долларов.

В 2011 году правительство РФ обратило внимание и на мировую паутину, а в этом году Владимир Путин даже обзавелся советником по проблемам интернета. События арабской весны, когда для мобилизации людей, организации митингов и протестов, а также для освещения случаев цензуры и репрессий использовались новые медиа, заставили Россию в спешном порядке разработать инструменты для информационной борьбы онлайн. Постепенно, появился ставший мемом “Центр троллей” в Ольгино, а информационная война сместилась в социальные сети. Позволив получить доступ к широкой аудитории и сэкономить на реальном общении и агитации.

Самой яркой демонстрацией мастерства российского агитпропа в сетях стал симулякр “изнасилованной” русской девочки в Берлине. Информационный вброс, который был совершен с помощью социальных сетей, подхватили российские медиа, транслировавшие новость внутри страны, а после, распространившие “сенсацию” в Германии и других странах Европы. Народное возмущение, разжигаемое в соцсетях, привело к протестам в сердце ФРГ. Дело “девочки Лизы” – лопнуло, как мыльный пузырь, ведь и девочки-то не было.

Что в Украине?

На данный момент поражение Украины в информационной войне очевидно. Коммуникационная модель украинской власти понятна, и проистекает из стереотипов поведения в нашей политике. А именно, “порешать” все вопросы наверху, что никак не связано с работой с обществом и общественным мнением. Однако, о культуре отношения к СМИ и со СМИ наших чиновников говорить не будем. Это отдельная тема, заслуживающая внимания социологов, психологов и психотерапевтов. Обратимся к практической стороне вопроса.

На данный момент снабжение международного сообщества информацией об Украине осуществляется двумя ресурсами: Ukraine Today и новоиспеченным UA|TV. Первое находится в частной собственности, принадлежит холдингу “1+1”, и в апреле этого года перешло в онлайн режим работы. Такое решение обусловлено появлением государственного ресурса, который перехватил эстафету международного вещания. Впрочем, это громко сказано.

UA|TV, основанное на базе государственного информационного агентства “Укринформ”, вещает на просторах Европы и США, внимание, на украинском и русском языке. Целевой аудиторией канала является русскоязычный зритель. Среди позитивных новостей –предусмотрены английские субтитры. Кроме того, бегущей строкой с новостями об Украине зрителям предложат ознакомиться, опять-таки, на русском и английском, а дополнительные сведения можно будет получить, также, на испанском, немецком и китайском. Отдельным сайтом канал решил не обзаводиться, ограничившись разделом на сайте “Укринформа”. О штаб-квартирах в других странах и вспоминать не стоит.

Представительство Украины в международном информационном пространстве и информационную безопасность страны Кабинет Министров оценил в 108 млн. гривен, то есть, 4,3 млн. долларов. Справедливости ради, стоит отметить, что канал не дискриминируют преднамеренно. Это – всего лишь часть общей тенденции непонимания и неприятия проблемы информационной политики. Министерство информполитики, к примеру, с бюджетом в 6,8 млн. гривен (272 тыс. долларов) в этом году вошло в топ-5 самых бедных ведомств.

Действительно неплохая работа по опровержению и противодействию российским фейкам онлайн ведется волонтерским проектом “Информнапалм”. Ресурс поставляет оперативную информацию на украинском, русском и английском. Кроме новостей об Украине, сайт предлагает собственную аналитику по Сирии, Крыму и миру в целом. В меню сайта вам предложат на выбор 29 языков, в том числе китайский, японский, корейский. Однако, разделы обновляются с переменным успехом, а на некоторых языках и вовсе представлены всего одной статьей. Говорить о системной работе не приходится.
Тезисы о том, что Украина может или должна создать собственную машину пропаганды, совершенно беспочвенны. Это невозможно с финансовой точки зрения – у государства нет средств на то, чтобы вести информационную войну с помощью аппарата пропаганды. Также отсутствует осознание масштаба проблемы и перспектив развития ситуации. И с практической точки зрения – основные СМИ принадлежат олигархам, которые используют их для своих узкокорпоративных целей. Единственным возможным инструментом могли бы стать новые медиа, которые требуют лишь квалифицированного человеческого ресурса. И речь идет не о пропаганде, а об информационном присутствии и представлении Украины в международном контексте. Увы, никакой работы, даже на уровне идей и разработки стратегии не ведется.


Все статьи