Пока политики и чиновники выясняют отношения, украинская гривня падает, пишет у своем блоге Андрей Багинский.
Валерия Гонтарева выходит на тропу войны с депутатами. Неделей ранее Глава Нацбанка пожаловалась на народного депутата Таруту в правоохранительные органы, указав, что доклад «Гонтарева. Угроза экономической безопасности Украины» воспроизводит информацию с «желтых сайтов». Теперь объектом критики стал Глава комитета ВР по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Сергей Рыбалка. Остаётся гадать, кто станет следующим.
“Печально наблюдать как процессы, которые в развитых странах называются институциональным взаимодействием, в Украине переходят в персональную плоскость выяснения отношений. Тут, безусловно, руководитель главного финансового регулятора страны добилась исчерпывающих успехов, консолидировав против своей фигуры и бизнесменов, и депутатов разных фракций (РПЛ, БПП, НФ, Самопомощи) и рядовых граждан. Так нужно уметь.
«Плохие депутаты» и «плохой парламент» мешают «хорошей Гонтаревой» укреплять гривну, рефинансировать банки, обеспечивать права вкладчиков. Это они, нерадивые, голосуют за законопроекты поддержанные МВФ, благодаря которым Нацбанк уже второй год подряд пополняет свои золотовалютные запасы миллиардами долларов. Это они спасают репутацию регулятора, разрабатывая законопроекты призванные хоть как-то минимизировать беспрецедентный «банкопад» организованный нынешним руководством НБУ. Среди нормативных предложений, разработанных комитетом: законопроект о НБУ и законопроект о Фонде гарантирования вкладов физических лиц. И мало того, они, депутаты, позволяют себе говорить о парламентском контроле над регулятором, что выглядит вполне естественным и закономерным в парламентско-президентской республике.
Собственно, все эти конструктивные предложения и разработаны в недрах комитета, который возглавляет Сергей Рыбалка. И этим инициативы главы комитета, названные Стратегией развития банковского сектора до 2020 года, выгодно отличаются от доклада Таруты, который выдержан исключительно в критическом ключе и не содержит реальных предложений по улучшению банковской системы.
Конфликт назначенной чиновницы и избранных политиков зашел так далеко, что накануне Президент вынужден был спешно разблокировать работу Совета НБУ. Но сегодня вполне очевидно, что шлейф от Гонтаревой добрался и до Гаранта Конституции. Смешно, но судя по е-декларациям многие чиновники Национального банка, включая его Главу, хранят свои сбережения исключительно в наличных средствах. О каком доверии к банковской системе здесь можно говорить?
Как бы там ни было, доверие к депутатам основывается на голосах избирателей. В любой стране мира самую высокую легитимность имеет избранный народом, а не назначенный чиновник. В данном случае, Рыбалка – представитель национальной партии, которая по последним опросам КМИС набирает 9,6% голосов в Верховный Совет. То есть уверенно проходит в следующий парламент. А какую партию или часть общества представляет глава Нацбанка? Или скажем так, в какой части общества результаты деятельности администрации финансового регулятора признаны удовлетворительными? Видимо, только среди единиц из ближайшего окружения.
Давало ли мандат общество на такую политику? В качестве ответа на этот вопрос можно посоветовать Гонтаревой выйти в люди и послушать, что о ней говорят на улицах, базарах и в государственных учреждениях. Также, в рамках эксперимента, главе Нацбанка можно сложить свои полномочия и попробовать избраться на выборах от любого парламентского округа, чтобы воочию ощутить реальный процент поддержки «беспрецедентных» реформ банковского сектора. Боюсь, в этой ситуации рейтинги персонального богатства и рейтинг доверия кардинально не совпадут.
Валерия Гонтарева, если и читала Конституцию Украины или Регламент Верховной Рады, то уж слишком невнимательно, ведь там четко описаны полномочия Рады и НБУ в вопросе «кто кому Рабинович». А в положении О Комитетах парламента еще и сказано, что Комитет имеет право вызвать любое должностное лицо на свое заседание, включая Министров и даже Главу Национального Банка Украины. За год Валерия Гонтарева была лишь на двух заседаниях комитета, и то, лишь по собственной инициативе. Вызовы на «комитетский ковер» Валерия Алексеевна всякий раз игнорирует, а сейчас уже возомнила, что может вертеть парламентом «как цыган солнцем».
В итоге имеем: посягательство на высший представительский законодательный орган страны, подрыв доверия со стороны общества к финансовым структурам государства, и очередной политический конфликт, когда назначенные чиновники занимаются политикой, а не своими прямыми обязанностями. Пора что-то менять”.