Министр инфраструктуры Андрей Пивоварский наконец-то назвал главное слово, определяющее происходящее в украинской политике и ставящее страну на грань выживания. Это слово "лицемерие".
“Все говорят – у нас европейский выбор, только по-европейски жить не хотят. Мы публично заявили в четверг в Кабмине, что нужно исключить любое влияние на деятельность правительства. Уже в пятницу в парламенте ко мне подошли пять депутатов с просьбами. Большинство из них – назначения на должности в госкомпании. Спрашиваю: “Для чего вы это делаете? Мы же только что сказали, что нужно это исключить”. Не понимают”, – рассказал министр в интервью ЛІГА.net.
Ничего нового в этом откровении министра нет. Более того – так происходило практически всегда. Самыми замечательными эпизодами в телевизионных ток-шоу остаются рекламные паузы, когда только что сражавшиеся между собой политические оппоненты начинают как ни в чем не бывало обсуждать деловые вопросы. Я искренне радуюсь, когда во время моих собственных программ политики и в рекламных паузах продолжают говорить на заданную тему – может быть, потому что паузы короткие, а может, потому что мне действительно удалось угадать то, что их волнует. Но интересно не это – а то, что зрители традиционных “цирковых” политических программ остаются у экранов уже который год – хотя понимают что их обманывают. Значит, запрос на лицемерие – это не только то, что отличает политическую элиту страны. Это то, чего хочет общество.
Этот запрос на лицемерие – результат ложно понятого понимания справедливости. То есть справедливость важна, она является целью всех действий политика и всех устремлений его сторонников. Но лучше бы было, если бы эта справедливость не мешала самому политику получать доходы от государственных предприятий, а сторонникам – “договариваться” с военкоматами или преподавателями в университетах. Ведь у депутата будет очень маленький доход, он – не олигарх, но ему тоже нужно жить. А проблема избирателя этого самого депутата – маленькая проблема, подумаешь заплатить за экзамен, чтобы сына не отчислили – кому будет лучше, если отчислят? Да и вообще это – не коррупция, это – подарок. Коррупция – это когда коррупционные действия совершает кто-то другой. А борец с коррупцией не совершает коррупционных действий, он лишь решает вопросы, которые ставит перед ним коррумпированное государство.
Вот из этих маленьких доходов и этих маленьких проблем, из искреннего убеждения, что по справедливости должны жить все – кроме меня, – и рождается гидра украинского общественного лицемерия. И, кстати, недоверие к власти тоже – если гражданин точно знает, что, получив власть, он стал бы “решать вопросы” – почему должен думать, что кто-то другой поступает иначе? И любая попытка сказать правду о происходящем воспринимается исключительно как стремление получить дивиденды. Я очень хорошо помню, как мои коллеги, спустя несколько месяцев просиживавшие часы в приемных партийных лидеров в поисках депутатского мандата, объясняли мою активность времен Майдана желанием получить политические дивиденды. И как удивлялись многие избиратели – что ж вы в депутаты-то не пошли?
Конечно, этот совет пойти в депутаты всегда камуфлируется желанием видеть в парламенте “честных людей”, но как только эти “честные люди” попадают в Раду, они сразу же превращаются в народном сознании в проходимцев и коррупционеров. Потому что наш избиратель точно знает – в Раду идут за доходами. А поэтому депутатскую зарплату нужно снизить – а лучше вообще отменить – и так воруют. И когда тот же министр инфраструктуры объясняет, что не хочет воровать и “решать вопросы”, а хочет получать достойную плату за свой труд – ему не верят. Не верят просто потому, что на его месте действовали бы совершенно иначе – и считают, что он просто врет, что ему нужно “еще”.
Если из этого кошмара лицемерия не выбраться, не будет никаких реформ, не помогут никакие выборы и никакие “честные политики”, которые становятся в сознании общества нечестными в минуту прихода к власти. Для начала нужно хотя бы просто перестать лгать самим себе – и научиться верить не лозунгам и призывам, а конкретным делам.