Приехавшие спасать Донбасс в самом начале конфликта выходцы из Чечни покинули территории квазиреспублик. Кто и что стало тому причиной
ОБ этом пишет Виктор Степаненко.
С момента начала конфликта в Донбассе активное участие в нем принимают выходцы с Северного Кавказа. В частности, на территориях подконтрольных ДНР и ЛНР активно воюют уроженцы Чечни и обеих Осетий.
По данным источников НВ в силовых органах и Администрации президента, сейчас на Донбассе на стороне сепаратистов продолжает воевать минимальное количество представителей Чечни, которых в украинских СМИ условно называют кадыровцами. Основная их часть из Донбасса была выведена.
“На самом деле очень сложно отличить осетин от чеченцев, они все бородатые. Но мы действительно фиксируем, что кадыровцев стало значительно меньше на неконтролируемых нами территориях”, – говорит собеседник НВ в АП.
Как утверждают источники в украинских силовых структурах, причин для вывода кадыровцев было несколько.
Первая. Чеченцы оказались крайне конфликтными и сложно взаимодействовали с другими подразделениями и силовыми структурами ДНР и ЛНР. Их самодеятельность не нравилась многим лидерам неподконтрольных Украине территорий.
В частности, кадыровцы отметились тем, что в свое время похитили лидера организации Народное ополчение Донбасса Павла Губарева. Впоследствии его отпустили, конфликт урегулировали, но осадок, как говорится, остался.
Правда, версию о похищении Губарева опровергает народный депутат из Донбасса Егор Фирсов. Он же не разделяет мнение о том, что чеченцы покинули неподконтрольные Украине территории, а считает, что они лишь изменили свои цели и задачи на Востоке Украины, что могло быть воспринято как их уход с Донбасса.
“Чеченцы на Донбассе остаются. Но их задачи поменялись. То, что я знаю, информация, которая была 3 месяца назад, их сейчас используют на границе. На той самой границе Украины с Россией, которую Украина сейчас не контролирует, а контролирует ДНР и ЛНР. Их используют как такие пограничные или заградотряды, которые не пускают в Россию всякое отребье, боевиков, какие-то неконтролируемые грузы. Они следят, что переход границы в сторону России контролировался. Тут же стоит вспомнить историю с Павлом Губаревым, которого якобы похищали чеченцы. По моим данным его никто не похищал, он просто пытался пересечь границу без контроля, и чеченцы его перехватили. Вот такие у чеченцев сейчас задачи. Не думаю, что что-то поменялось, такой информации ко мне не поступало”, – говорит Фирсов.
Причина вторая. Нынешняя территория квазиреспублик условно считается зоной ответственности российских силовиков, в частности ФСБ и ГРУ. Пока шла активная фаза противостояния с украинской армией и кадыровцы принимали участие в боях, с их существованием кураторы от российских спецслужб мирились. Но как только активное противостояние приостановилось, от строптивых кавказцев постарались избавиться.
К этому добавился еще и факт противостояния между Рамзаном Кадыровым и российскими силовиками после убийства оппозиционера Бориса Немцова, в смерти которого последние обвиняют людей, связанных с лидером Чечни.
“Отчасти можно сказать, кадыровцы покинули Донбасс после убийства Немцова, но их уход начался раньше. У них возникли острые конфликты с “лугандонскими” бандитами. Они вели себя там так, как вели себя везде, в той же Москве, приезжая разруливать какие-то споры хозяйствующих субъектов. У них возникли естественные конфликты между кланами “лугандонских” бандитов и чеченцами. Они начинали покидать Донбасс еще до убийства Немцова и до разворачивания конфликта. Но этот конфликт только ускорил процесс, потому что все в Донбассе контролируется российскими силовиками, им сейчас чеченцы там не нужны”, – говорит российский политолог Андрей Пионтковский.