Внешняя политика Украины меняет ориентиры. Такое мнение выразил политолог Евгений Магда в facebook.
Уходящий год стал переломным для внешней политики Украины. Государство, балансировавшее на принципах многовекторности, после событий на Майдане заявило о своем неуклонном стремлении к евроинтеграции. К ней присовокуплен и отказ от внеблокового статуса, который в нынешних условиях рассматривается как заявка на сближение с НАТО. Но и постсоветские государства не прекращают отношения с Украиной.
Брюссель-Киев: надежды и огорчения
На минувшей неделе прошло первое заседание Совета ассоциации Украина-ЕС. Его проведению не помешала даже забастовка в Брюсселе, куда прибыли украинский премьер и многие члены его правительства. Арсений Яценюк вновь напомнил о стремлении проводить реформы и призвал ЕС тряхнуть мошной, чтобы не допустить скатывания Украины в пропасть финансового кризиса. Но на этот раз представители европейской дипломатии оказались хладнокровно сдержанными к просьбам Арсения Петровича. Стоит напомнить, что ЕС в 2014 году выделил Украине миллиард евро экономической помощи, и теперь справедливо спрашивает о проведенных преобразованиях. Похвастаться официальному Киеву особенно нечем, и принцип «война все спишет» не срабатывает: и Яценюк, и президент Порошенко неоднократно заявляли, что аннексия Крыма и боевые действия на востоке Украины не являются препятствием для проведения реформ. Поэтому еврокомиссар по вопросам соседства (термин «расширение» в Еврокомиссии на ближайшие 5 лет отложили) Йоханнес Хан прямо заявил, что денег «на вчера» и даже «на сегодня» не будет, они появятся только в том случае, если Украина проведет необходимые изменения в своей политике.
Президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер сделал политическое заявление, призвав членов Европейского Союза собрать 2 миллиарда евро для оказания помощи Украине. Эта инициатива перекликается с недавним предложением Литвы, ратующей за выделение части общеевропейского бюджета для оказания помощи нашей стране. Следует четко разделять системную финансовую помощь и денежные инъекции для поддержания украинской экономики в жизнеспособном состоянии. Верховный представитель ЕС по вопросам внешней и оборонной политики Федерика Могерини, побывавшая в Киеве, заверила, что Евросоюз тверд в своей поддержке украинского народа и не намерен указывать, какие именно реформы необходимо проводить в первую очередь.
Взаимопонимание во время визита в Брюссель Арсений Яценюк нашел в штаб-квартире НАТО, где встретился с генеральным секретарем Альянса Йенсом Столтенбергом. Украинский премьер рассказал, что нашей стране необходимо изменить законодательство, провести необходимые реформы, заручиться поддержкой населения на референдуме, а уже потом вступать в члены Североатлантического альянса. Арсений Петрович благоразумно не стал уточнять сроки этого серьезного внешнеполитического шага, поскольку в силу служебных полномочий осознает, насколько тернист евроатлантический путь для Украины.
«Варшавянка» по-президентски
О своей решимости добиться отмены внеблокового статуса для Украины Петр Порошенко заявил с трибуны польского Сейма. В последний раз Петр Алексеевич был в Варшаве еще в статусе кандидата в президенты, тогда больше внимания уделив общению в польской столице с Бараком Обамой. На этот раз выступление украинского президента было адресовано практически всей элите соседнего государства, последовательно поддерживающего Украину в непростое время. Порошенко поблагодарил наших польских партнеров, и использовал формулу «Прощаем и просим прощения», упомянув о волынской трагедии и других драматических событиях истории польско-украинских отношений.
Уже в Киеве, во время заседания СНБО, глава государства подчеркнул, что не только внес законопроект об отмене внеблокового статуса на рассмотрение Верховной Рады, но и намерен добиваться его оперативного рассмотрения. Отмечу, что президентская инициатива по данному вопросу – далеко не первая, ей предшествовали несколько аналогичных депутатских устремлений. Для чистоты понимания позволю такое сравнение: отменой внеблокового статуса Украина становится на первую ступеньку длинной лестницы, ведущей к НАТО.
Говорит Москва
Еще одно соседнее государство, Россия, без устали демонстрирует многообразие своей позиции в отношении Украины. Президент РФ Владимир Путин во время традиционной пресс-конференции по привычке уделил немало внимания происходящему в Украине, при этом не сумел выдержать единую линию. С одной стороны, он вновь рассказал о карательных операциях Киева против Донбасса и обвинил Надежду Савченко в соучастии в гибели российских граждан на Донбассе, с другой – выступил за выполнение Минских соглашений и восстановление единого политического пространства Украины. Развитие ситуации на востоке Украины определенно идет не по сценарию, приемлемому для Кремля, поэтому его хозяин старается совместить показное миротворчество, ориентированное на Запад, с продвижением лозунга «Русские своих не бросают». Такая смесь французского с нижегородским, подкрепленная повторением мантры «Крым – наш», стала альфой и омегой российской политики в отношении Украины.
Правда, удивил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, неожиданно заявивший, что только Москва выступает за сохранение Донбасса в составе Украины. Он уже запамятовал собственные призывы к федерализации Украины и называет Петра Порошенко «наилучшим шансом для Украины». Премьеру Дмитрию Медведеву выпала роль плохого следователя: он под соусом построения прагматичных двусторонних отношений объявил об ограничении для граждан Украины возможностей работать в России.
Подарок от Обамы
Хотя Соединенные Штаты на всех парах готовятся к Рождеству, это не помешало Конгрессу принять, а Бараку Обаме – подписать после непродолжительных раздумий – «Акт в поддержку свободы в Украине». Этим документом государство, которое с Украиной связывают узы стратегического партнерства уже давно, выразило готовность оказывать в случае необходимости военно-техническую помощь нашей стране и усилило санкции против России. На прошлой неделе в Брюсселе и Вашингтоне объявили об усилении санкций против Крыма, напомнив, что не воспринимают положительно факт пребывания полуострова в составе России.
Хотя Барака Обаму его критики называют далеко не самым решительным президентом в новейшей американской истории, следует признать, что поддержка Соединенными Штатами Украины выглядит достаточно внушительной. Хозяин Белого Дома будет вынужден считаться с контролирующими Конгресс республиканцами, и это может пойти на пользу нашей стране. Одним из главных проявлений американской симпатии к Украине станут не поставки оружия (в этом вопросе США последовательно осторожны), а лояльность Международного валютного фонда, на который у Вашингтона есть свои рычаги влияния.
Неожиданный поворот
Зримым подтверждением изменения ситуации вокруг Украины стал постсоветский дуплет: за два дня Киев посетили президенты Беларуси и Казахстана. Особой пикантности ситуации придает тот факт, что оба государства с 1 января 2015 года должны стать членами Евразийского экономического союза, где первую скрипку играет Россия. Но падение курса рубля заставило Александра Лукашенко и Нурсултана Назарбаева продемонстрировать равноудаленность от Москвы и Киева. Белорусский Бацька, в последнее время вернувшийся к тактике постоянного лавирования между ЕС и Россией, заверил, что готов в течение суток предоставить Украине все, что она попросит. Аксакал постсоветской политики Назарбаев еще накануне прилета в Киев дал понять, что готов стать «честным брокером», посредником, способным дать новый импульс процессу урегулирования на Донбассе.
22 декабря украинские дипломаты отметили профессиональный праздник. Без особого пафоса и ярких торжеств, поскольку перед государством сегодня стоят весьма непростые задачи. И руководству Украины, и внешнеполитическому ведомству предстоит наполнить реальным смыслом хорошо известные конкурентные преимущества Украины, сделать необратимыми положительные изменения и выстоять в непростой внешнеполитической ситуации. Пожалуй, лучшей основой для внешнеполитического успеха будут преобразования внутри страны, способные создать фундамент для повышения конкурентоспособности Украины, без наращивания которой наивно полагать, что нас услышат в окружающем мире.