Последние новости
21 ноября 2024
20 ноября 2024

Почему в РФ все меньше хотят видеть “Л/ДНР” независимыми или в составе их страны?

1 сентября 2016, 14:42
no image

Настроения и позиции россиян относительно происходящего на Донбассе постепенно меняются от радикальных к более нейтральным, причем свидетельствуют об этом данные российских социологов. Опрос о том, какой позиции относительно ДНР и ЛНР придерживаются рядовые граждане РФ, 13-14 августа провел Всероссийский центр исследования общественного мнения (ВЦИОМ).

В отчете говорится, что радикальные предложения относительно Донбасса в последние полтора года теряют популярность. Уменьшилось количество россиян, считающих, что Россия должна признать независимость ДНР и ЛНР, — за полтора года от 29% до 23%. Также меньше стало тех, кто поддерживает регулярные “гумконвои” из России на Донбасс: в октябре 2014 года таких было 78%, в августе 2016-го — 64%. Следует отметить, что в России остаются приверженцы идеи о принятии самопровозглашенных ЛНР и ДНР в состав РФ (сейчас таковых 14%), однако и их стало меньше — в январе и сентябре 2015 года за это высказывали 16% опрошенных респондентов.

При этом в России растет доля граждан, предпочитающих соблюдение нейтралитета в вопросе о статусе ДНР и ЛНР — с 28% до 38% (за полтора года).

“На фоне продолжающегося экономического кризиса и конфронтации с Западом растет число респондентов, высказывающихся за полный нейтралитет по отношению к Донбассу. Синхронно падает число сторонников продолжения широкомасштабной гуманитарной помощи разоренному войной региону. Итак, “рутинизация” конфликта на востоке Украины уводит его из фокуса внимания россиян и снижает их готовность жертвовать чем-то существенным ради помощи Донбассу”, — прокомментировал результаты социологического исследования генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров.

Глава правления Центра прикладных политических исследований “Пента” Владимир Фесенко:

Не следует преувеличивать данные этого исследования. Тенденция такова: немного меньше россиян стало высказываться за признание независимости “республик” и так далее. Они и раньше прохладно относились к идее присоединения сепаратистских республик к России, хотя некоторая поддержка была.

Российское общество по-разному относится к данному вопросу. Там есть националисты, патриоты-шовинисты, которые убеждены, что нужно поддержать “Русский мир” везде, где только можно, что нужно поддержать сепаратистские “республики” Донбасса. Другие — дистанцируются. Тех, кто хочет дистанцироваться от этих “республик”, уменьшить им помощь или вообще не помогать, стало в России немного больше. Думаю, это связано с тем, что россияне не хотят войны, стремятся быть подальше от нее.

Кстати, это продемонстрировал опрос, который у нас в стране вызвал неоднозначную реакцию: во время известных крымских событий, которые Путин использовал для атаки на Украину (информационной, психологической, пропагандистской атаки), известная радиостанция “Эхо Москвы” прямо спросила у своих слушателей: “Нужно ли начинать войну против Украины?”. Тогда абсолютное большинство россиян сказало “нет”. Хотя сам вопрос был очень провокационным.

Этот пример демонстрирует, что большинство россиян не хотят войны, они хотят быть подальше от нее. Именно потому они стремятся быть подальше от сепаратистских “республик”. Да, есть настроенное шовинистически и националистически меньшинство, которое и хочет поддерживать эти “республики” и впредь. Есть некоторые, кто считает, что ДНР и ЛНР нужно присоединить к России, но таких — абсолютное меньшинство.

Крым россияне считали “своим” и до 2014 года, и Путин сыграл на таких настроениях, воспользовался ими. А в отношении Донбасса в России таких настроений нет. Донбасс россияне не считают “своим”, российским исторически, в отличие от Крыма.

Некоторое ухудшение отношения к сепаратистским “республикам” связано, на мой взгляд, с опасениями войны. А также с экономическим кризисом. Россия уже второй год пребывает в экономической стагнации. Ее экономика болеет, ВВП снижается. Так что россияне подходят к этому вопросу чисто прагматически — зачем давать деньги каким-то там сепаратистам, даже несмотря на то, что они пророссийски настроенные, если деньги нужны самой России? Эдакая прагматически-эгоистичная позиция. Но, думаю, она тоже влияет на мнение многих россиян.

Российское общественное мнение очень зависит от телевизора и официальной пропаганды. Мы это видели не раз по отношению к Украине. Да и в свое время это было видно по отношению к Грузии и грузинам. Как только официальная пропаганда начинала разгонять враждебность, критику, негативные стереотипы, резко возрастало негативное отношение к стране. Та же ситуация в последние годы по отношению к Украине. В 2014 году резко ухудшилось отношение россиян к Украине в результате пропаганды. Потом, когда начались активные переговоры, когда сняли тему Донбасса с телевизионной пропаганды, о войне на Донбассе стали говорить меньше, забыли на некоторое время о “Новороссии” (во всяком случае, сейчас об этом официально не вспоминают). В результате — отношение к Украине чуть-чуть улучшилось. Я бы не сказал, что произошли кардинальные изменения, но градус враждебности стал ниже, чем в 2014 году.

Думаю, что изменение отношения к сепаратистским “республикам” в определенной степени тоже связано с пропагандой. Поскольку по телевизору стали меньше об этом говорить, то прагматизм и нейтральное отношение к сепаратистским “республикам”, социально-экономический эгоизм начали господствовать: “Зачем они нам? Ну, не наши они!”. Враждебного отношения нет, потому что сепаратисты пророссийские, но вот нейтральное отношение, думаю, четко характеризует реальное отношение большинства россиян — “они — не наши, не совсем наши”. Поэтому россияне пытаются дистанцироваться от этого конфликта и в военном плане, и в политическом, пытаются помогать его урегулировать, но не вмешиваться и быть подальше от этой войны.

Так что как только становится меньше агрессивной пропаганды, начинает господствовать нейтральная позиция. Поэтому если нынешняя ситуация будет сохраняться, то эта нейтральная позиция россиян может усиливаться. А вот для восстановления негативной позиции россиян по Донбассу эта тема может появиться в российском телевизоре активно и масштабно. Тогда, к сожалению, ситуация вновь может ухудшиться.

Думаю, что Кремль просто играет настроениями россиян. Донбасс на данный момент — не ключевая тема. Все зависит от тактики Кремля, даже не от стратегии. Поскольку был всплеск крымской темы, вновь посыпалась критика в адрес Украины в августе. Но все-таки при этом сохраняется линия, направленная на переговоры, полностью от них Путин не отказывается, хотя и стремится изменить их формат — хочет исключить из переговоров Украину. Но все-таки пока возвращения к откровенной масштабной агрессии и прямого вмешательства в войну на Донбассе сейчас нет. Все зависит от того, как будет себя вести Путин дальше.

Все ожидали обострения ситуации перед выборами в Государственную Думу РФ. Но этого не случилось, за исключением крымского инцидента. Думаю, что для Путина это не критично — игра с Западом намного важнее. А вот что будет, когда дело подойдет к президентским выборам в России? Будет ли сам Путин баллотироваться? Какую тактику он выберет? Будет ли это воинственный патриотизм, чтобы поднять рейтинги? Мы помним 2014 год — выборов тогда не было, но рейтинги Путина тогда подскочили так, что он, помня об этом опыте, может вновь использовать этот прием — новая локальная война или демонстрация силы со стороны России, чтобы поднять свои рейтинги. Или же будет доминировать игра с Западом. В зависимости от этого будет выбираться тактика пропаганды, и будут формироваться настроения.
Следует также понимать, что это у нас, в Украине, общественные настроения определяют политику, и политики подстраиваются под настроения избирателей. В России же все наоборот — граждан формируют телевизор и официальная пропаганда.

Доктор политических наук, заведующий отделом развития политической системы Национального института стратегических исследований Максим Розумный:

Позиция россиян в отношении ДНР и ЛНР меняется по нескольким причинам. Первая — закономерность, выплывающая из самой логики “русской весны”: после первого эйфорийно-мифологического этапа даже российскому обывателю стало понятно, что никакой “Новороссии” не будет, а Донбасс (в том виде, в котором Россия захватила его под свой протекторат) самой России не нужен, поскольку он на сегодня является дотационным и паразитирующим анклавом.
Вторая причина — внутренняя ситуация в России. Растут социально-экономические проблемы. Также есть некоторый кризис самоидентификации россиян в современном мире. Депрессивное состояние, в которое входит российское общество, также не способствует экспансионистским настроениям и идеям.

Думаю, что такие общественные настроения устраивают Кремль, если, конечно, он реалистично изначально смотрел на всю эту спецоперацию, которая началась с Мюнхенской речи Путина 2007 года. Это, условно говоря, задраивание люков, закрытие России и ее мобилизация по тоталитарному образцу, что имеет свою логику и свои причины. Это — способ сохранения господства правящей верхушки в России. И в этом сценарии есть разные составляющие и элементы. После маниакальной фазы наступает депрессивная, что совершенно понятно и закономерно. Очевидно, что Кремль к этому готов. Последние кадровые назначения и, вообще, институционная логика развития Российской Федерации указывают на то, что к этой общественной депрессии Кремль готов, и он ее использует в целях укрепления своего господства.

Думаю, что в России будет становиться все больше граждан, считающих, что РФ должна выстраивать нейтральную позицию по отношению к Донбассу. Однако могут появляться и новые категории граждан, которые будут настроены агрессивно против российского вмешательства в дела Украины, против участия России в войне на Донбассе и даже против российской оккупации Крыма. В российском обществе по мере углубления депрессии и сосредоточенности на внутренних проблемах будет также расти агрессивное невосприятие кампании “русской весны” и количество таким образом настроенных россиян. Так что такие настроения получат свою социальную группу поддержки. Это — ожидаемый тренд.

Директор Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов:

Как показывает социсследование ВЦИОМ, среди россиян увеличивается количество тех, кто считает, что Россия должна нейтрально относиться к вопросам статуса ДНР и ЛНР. Наверное, это связано с вопросом денег, ведь на содержание Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья идут довольно крупные суммы. А Крым и Донбасс на первых порах потребовали тоже немалых затрат России. Сейчас финансовые возможности РФ сокращаются, потому и уменьшается объем вливаний в эти регионы. Поэтому главная причина изменения позиции — материальная.

Не думаю, что это связано со сменой внешнеполитических предпочтений и устремлений в России. Просто исчезает ощущение неиссякаемости государственных средств.

Отношение россиян к Донбассу во многом определяется телевидением, которое внушает им, что на востоке Украины идет гражданская война, что в ней непосредственно не участвуют российские войска (хотя было достаточно доказательств обратного). Кстати, если раньше в российские СМИ просачивалась информация о погибших на Донбассе российских военных, то сейчас эта информация четко контролируется и убирается.

Однако, повторюсь, позиция россиян главным образом определяется экономической ситуацией в России и ценами на нефть в мире. Если цены на нефть в мире не повысятся, то, думаю, что нехватка денег в России будет ощущаться еще больше. Через какое-то время, но не быстро, это может привести к переоценке внешнеполитических взглядов. Думаю, это может произойти не раньше, чем через два-три года.

Устраивает ли такая позиция российских граждан Кремль? Ну, как мы видим, российское руководство само не торопится принимать решение о признании независимости ДНР и ЛНР. Этот вопрос, по имеющимся у меня сведениям, откладывается на следующий год. Так что Кремль пока что продолжает придерживаться прежней линии по интеграции ЛНР и ДНР в Украину посредством закрепления особого статуса, проведения выборов и легитимизации главарей ДНР и ЛНР.

Все статьи