Затраты российского бюджета на ведение военных действий на Донбассе не являются большими, рассказал экономист Алексашенко
“Не надо питать иллюзий по поводу затрат РФ на войну, эти затраты для российского бюджета маленькие. Война на Донбассе и в Сирии стоит России, обе кампании вместе, от силы 3-4 миллиарда долларов в год. Российский бюджет – 250 миллиардов долларов в год. Потеря для России 1,5% своего бюджета несущественна. То есть, ни война на Донбассе, ни в Сирии, ни затраты на Крым не обрушат российскую экономику, и не покачнут путинский режим”, – сказал он.
Экономист также отметил, что на данный момент международные экономические санкции против РФ перестали работать.
“Основные санкции вводились в июле-августе 2014 года когда, по сравнению с нынешними, были другие экономические условия. Например, когда вводились нефтяные санкции, нефть стоила 100 долларов, и они ударили по планам России увеличивать добычу. Сейчас, когда нефть стоит 50 долларов, когда никто не собирается разрабатывать арктический шельф, эти санкции превратились в бессмысленные”, – пояснил Алексашенко.
“Санкции, которые касаются не допуска России на рынок капиталов, в начальный момент работали очень сильно, потому что у России был пиковый момент по внешним платежам – в конце 2014 года на погашение долга два квартала подряд уходило 10% российского ВВП, безумная сумма для любой страны, в любой ситуации”, – добавил эксперт.
Он отметил, что в 2014 году решение Запада ввести санкции против РФ “сыграло”, потому что тогда был правильно выбран момент.
“Потом, пока была администрация Обамы, она намекала участникам рынка, что да, официально санкции касаются нескольких российских банков и предприятий, но денег давать не надо никому. А когда пришел Трамп, он, условно, сказал: “Да мне пофиг”. И тут же, в первом квартале 2017 года российские банки и компании, которые не находились под санкциями, начали в больших, но не то чтобы в огромных, объемах занимать деньги на Западе. Это означает – рынки капиталов для России открылись. Последние три квартала у России нулевое сальдо привлечения и погашения долга. Это означает, что раньше погашение долга шло за счет торгового баланса и текущих операций, а сейчас – за счет привлечения новых займов. Поэтому западные финансовые санкции, давайте говорить честно, работать перестали”, – подчеркнул экономист.
Алексашенко также озвучил прогноз по планах Путина относительно Украины.
“Он хочет, чтобы Украина была лояльным государством. Программа максимум – сделать Украину российским сателлитом. Программа минимум – сделать Украину нестабильным государством, которое НАТО и Евросоюз ни в коем случае не захотят принимать в свой состав. Для него украинская политика стоит недорого. Да, операция на Донбассе неприятна, с точки зрения международной репутации, санкции тоже радости не принесли. Хотя, я сказал, что в текущем режиме санкции не работают, но долгосрочные санкции, которые приведут Россию к технологическому отставанию, работают”, – заявил он.
“Россия изолирована от притока технологий, и если такая ситуация сохранится 10-15 лет, то вот тогда можно говорить, что они реально подействовали. И если война на Донбассе Путину стоит дешево, то в Украине она максимально дестабилизирует ситуацию”, – акцентировал эксперт.
Кроме того, экономист назвал условия возможного падения режима Путина.
“Мне кажется, что украинские политики подменили тему трансформации страны темой, “как бы нам свергнуть режим Путина”, в том числе, за счет усиления санкций, о чем власть постоянно просит Запад. Я могу ответственно заявить – ни от каких санкций режим Путина не рухнет. Он может рухнуть, если будет введен полный запрет на покупку российской нефти, если заморозят активы Центрального банка, когда Запад поступит также, как в свое время с Ираном – вот тогда он будет сильно страдать. Но и в Иране, заметьте, режим не рухнул”, – резюмировал Алексашенко.
Как сообщал “Обозреватель”, министр внутренних дел Арсен Аваков заявил, что у Украины есть конкретный план по освобождению Донбасса и Крыма, который абсолютно не связан ни с наименьшими уступками путинскому режиму.