Все похвальбы, которые вы сегодня слышите в адрес СССР, - ложь и чушь, уверяет Владимир Милов.
“Честно говоря, меня настолько достали в последнее время разговоры про то, как “в Советском Союзе все было хорошо”, что решил набросать просто несколько пунктов своими глазами”, – пишет в своем блоге Владимир Милов.
Я жил в СССР, на момент распада Союза учился на третьем курсе, в СССР уже ходил на выборы голосовать и завел себе трудовую книжку. Школу закончил и поступил в институт (Московский горный) в 1989 году, поэтому основные моменты в тексте, приведенном ниже, связаны, естественным образом, с вопросами выбора профессии, поиска работы, обустройства в жизни.
Так вот, запоминайте, молодежь – со всем этим в СССР был полный швах. Давайте даже опустим живописные пустые полки магазинов и отсутствие жратвы, и обсудим вот эти вот фундаментальные вещи, о которых мало говорят. Пройдемся по пунктам.
1. СССР был страной адовейшего неравенства.
Мне удивительно, что сегодня фанаты совка везде трубят о расслоении в нынешнем обществе (действительно, проблема серьезная, которую надо решать) так, как будто при совке все “были равны”. Вот это вот – самая наипервейшая чушь, которую только можно себе представить.
СССР был чрезвычайно расслоенным и, по сути дела, кастовым обществом. Если на обломках совка построили общество, где есть расслоение, но по крайней мере есть механизмы, как вырваться, встать на ноги, заработать себе на нормальное будущее, состояться, то при совке ты полностью зависел от того, кто у тебя папа. “Их дети сходят с ума оттого, что им нечего больше хотеть” Гребенщикова и “Мальчики-мажоры” Шевчука – лишь капля в море того фольклора, который существовал в СССР на тему того “у генерала свой сын есть”.
Места в лучших вузах (и, соответственно, лучшая работа в последующем) были заранее распределены среди сынков и доченек “блатных”. Обычным людям в этом плане вообще ничего не светило. Причем я лично был не в худшем положении, мой папа в 80-е работал специалистом в Минтяжмаше СССР. Однако даже у меня не было никаких реальных перспектив на престижную учебу или работу – все было заранее расписано для номенклатурных деток.
Для узкого круга номенклатуры в стране действительно был построен настоящий коммунизм. Они постоянно ездили за границу. Лечились в спецбольницах и обследовались в спецполиклиниках. Отоваривались в спецраспределителях и спецмагазинах. Для них функционировали спецателье, которые шили им эксклюзивную одежду. Обычным людям во все эти закрома доступ был жестко закрыт – а именно там можно было получить товары и обслуживание приемлемого качества. Номенклатура была освобождена от очередей на покупку жилья, автомобилей, и более того, им все это полагалось вне очереди. Про распределение мест в престижных вузах и престижной работы я уже выше сказал.
По сути, для номенклатуры в стране действовала параллельная валюта – “чеки Внешпосылторга”, которыми можно было отовариваться в спецмагазинах с широким набором импортных (давайте, сцуко, назовем вещи своими именами – западных) продуктов и товаров. Обычным гражданам СССР в эти магазины доступ был заказан. Вот так выглядели “настоящие рубли”, которых обычные люди в жизни не могли получить:
Ненависть остальной страны к узкой касте “блатных” достигала таких масштабов, что Борису Ельцину в конце 1980-х не составило никакого труда набрать себе популярность на борьбе с привилегиями, которая в общем и помогла ему избраться. Ну и процитированные мной выше строчки из текстов известных рок-музыкантов позволяли оценить масштаб явления.
В общем и целом можно утверждать, что если вы не принадлежали к узкой касте привилегированной номенклатуры и вам не повезло родиться в номенклатурной семейке, то вся ваша будущая советская жизнь представляла собой довольно унылый и беспросветный черно-белый фильм “сначала будут копить на холодильник, потом – на телевизор…” (с) “Москва слезам не верит”, а потом, когда все по списку купили, пора уже и на тот свет.
2. Нормальная работа в СССР = хрен.
Для начала, в СССР действовало правило замкнутого круга “нет работы = не получишь прописку, нет прописки = не устроишься на работу”, которое фактически полностью отрезало выпавших из советской карьерной мельницы людей от возможности в дальнейшей жизни куда-то нормально устроиться. Все, один раз выпал из этого беличьего колеса – и капец тебе на всю жизнь, будешь как Цой кочегаром в котельной работать (вы думаете, он просто из блажи там работал??).
То есть это вот сейчас молодежь из провинции бросает все, приезжает в Москву или другой крупный город, находит здесь дешевое жилье и начинает искать работу. В СССР? Забудьте. Вы не могли получить нормальную работу, не имея прописки. Получить прописку вы могли только если у вас в крупном городе жил кто-то из родственников. Да, в Москву завозили определенное число иногородних работников “по лимиту”, однако это было ограниченное количество, а свободное перемещение рабочей силы отсутствовало как таковое.
В СССР действовал такой универсальный омерзительный механизм, как “характеристика”. При приеме на любую работу с вас ее требовали, и причин получить там какую-то не такую запись, которая исключала для вас нормальную карьеру, было море. От “не дала начальнику” до “родственники проживали на оккупированных территориях в 1941-1945” (в советских справках-объективках неизменно фигурировала такая графа) – все что угодно могло вам навсегда характеристику испортить, и вы никуда в своей жизни больше не попали бы.
Это сейчас вы шлете свое резюме, проходите собеседование, получаете работу и если работаете хорошо, то вас дальше продвигают и т.п. В СССР было не так – пресловутая “характеристика” была мощнейшим барьером для поиска работы, по крайней мере для нормальных, живых людей, особенно тех, кто недолюбливал советскую власть и мог на этом где-то попасться.
В общем и целом те, кто не входил в “номенклатурную касту” (см пункт 1), могли рассчитывать в течение своей жизни максимум на работу с окладом в пределах до 150 рублей в месяц. Кроме еды и элементарной одежды, на эти деньги себе нельзя было позволить ничего. От слова совсем.
Помимо этого, в вузах действовала такая мерзкая штука как “распределение”. Вас по окончании вуза насильно отправляли на несколько лет работать по специальности в какие-нибудь “территории Крайнего Севера и приравненные к ним местности”, и сделать с этим нельзя было ничего. Бросить и отказаться – получишь хрен в характеристику и белый билет на всю жизнь. Работу потом нормальную не получишь.
Кроме этого многие города, в том числе очень крупные (например, Свердловск-Екатеринбург или Нижний Новгород-Горький), были закрытыми. Это означало, что вы по сути оттуда никуда уехать не могли без разрешения, даже в Москву. У молодежи в закрытых городах вообще не было перспектив мобильности никаких. А так жила добрая половина населения страны.
3. Заработать денег предпринимательством или фрилансом? Да вы с ума сошли.
Это с распадом СССР такие вещи, без которых сейчас себя не мыслит молодое поколение, стали доступными. А тогда действовали уголовные статьи – ст 162 УК РСФСР за занятия незаконным промыслом, ст 88 УК РСФСР за валютные спекуляции, Указ Президиума Верховного Совета СССР 1961 года “Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни” (потом много принимали регулярных апдейтов таких указов, особенно при мразотном Андропове).
Предпринимательство в СССР было незаконным уголовно наказуемым деянием, фрилансерство приравнивалось к тунеядству и также каралось. Да и “фрилансить” было толком негде – частных IT-фирм и т.п. попросту не существовало и не могло существовать.
Тем не менее, в СССР существовало (и прекрасно себя чувствовало) огромное количество спекулянтов и теневых предпринимателей (“цеховиков”), которые очевидным образом плевали на советские законы и неплохо себя чувствовали. Такое было возможно в связи с тотальной коррумпированностью силовых структур, которые их крышевали и получали за это соответствующий откат. Верхушкой этого айсберга, наверное, можно считать брежневского министра МВД Щелокова, который сразу после смерти Брежнева стал фигурантом крупнейшего дела о тотальной коррупции в МВД и был смещен со всех постов.
Вот вам характерное (отсюда):
“Второй концерт группы состоялся 28 января 1984 года в школе № 30 г. Москвы. Вместе с «Браво» в концерте принимали участие : «Звуки Му» (дебют группы), Виктор Цой, Сергей Рыженко, экспериментальный дуэт «Рацкевич & Шумов». Концерт 18 марта 1984 года в доме культуры Мосэнерготехпром закончился скандалом. Организаторов и участников нелегального концерта задержала милиция и заставила писать объяснительные, так как проведение подпольных концертов за деньги рассматривалось как незаконное предпринимательство. Жанна Агузарова несколько месяцев провела под следствием за подделку документов (её паспорт был выписан на имя «Ивонна Андерс», под которым она выступала) и была вынуждена покинуть Москву из-за отсутствия прописки”
(Это про “Браво” и Агузарову.)
4. Свое жилье в СССР = хрен.
Это вообще была тяжелейшая проблема для молодого поколения (не зря Горбачев, придя к власти, начал обещать “каждой советской семье отдельную квартиру к 2000 году” в качестве ключевого популистского лозунга). Очереди на жилье тянулись десятилетиями и также были предметом адского народного фольклора, получить квартиру реально было невозможно.
По сути вас ждала перспектива до конца жизни жить в тесной квартире с родителями. Средняя обеспеченность городских жителей жилплощадью составляла в 1990 году 15,7 кв метров на человека – только лишь при Ельцине она подросла до более 19 кв метров в 2000 году (все данные тут). Стесненные жилищные условия были одной из тяжелейших проблем советского человека – при том, что стандарт обеспеченности жильем в странах Запада давно уже составляет десятки квадратных метров на человека.
5. Социальные блага? Забудьте.
Вы наверняка наслушались много о “бесплатной советской медицине” и “бесплатном образовании”, однако вы должны помнить, что все это было исключительно хренового качества. Доступ в лучшие больницы, поликлиники, вузы был открыт только номенклатуре, для нормального человека это все было закрыто, и оставались только заштатные учреждения с соответствующим качеством услуг. Я до сих пор о советской медицине вспоминаю с содроганием; в 1990-е оказался несказанно удивлен, увидев, что в нашей стране могут быть не только занюханные медучреждения с хамским солдафонским персоналом и допотопным оборудованием, а благодаря реформам появилась качественная современная медицина с обходительным персоналом. Да, она не всем доступна, и тут есть над чем работать. Однако в советское время такого вообще не было.
Дальше, красивая одежда, музыка, фильмы – вообще ничего этого не было. Все ходили в единообразной серо-черной одежде. Лучшая в мире советская легкая промышленность – это было НЕЧТО. Неудобное, хреново сшитое, некрасивое – это самые мягкие эпитеты, которыми можно описать ту чертовщину, которую она производила. Кому родители привозили из Венгрии или ГДР какой-нибудь яркий элемент одежды – вызывал невероятную зависть в школе/вузе.
Западные фильмы и музыка вообще были запрещены. Да, при Горбачеве, слава Богу, все это ослабили, однако до него вполне можно было за это все если не сесть, то по крайней мере получить запись в “характеристику” на всю жизнь, после которой вам светило только кочегаром.
Рестораны, кафе? Посидеть с вайфаем в кофейне за чашечкой фраппучино? Забудьте. На обычные доходы люди себе не могли никаких ресторанов и кафе позволить – разве что очень изредка в какой-то праздник. И то, обслуживающий персонал там был настолько развращен своей “эксклюзивностью”, что обычных граждан быстро отличал и откровенно им хамил, все эти праздники превращая в нечто крайне неприятное (ярче всего, наверное, это выражено в сцене в ресторане “Астория” в фильме “Место встречи изменить нельзя”, где Шарапов в ожидании Фокса пьет кофе и не заказывает ничего другого, а барменша ему потом начинает откровенно хамить, поняв, что денег у него нет). А еда была адово невкусная (“Разве же в ресторане вкусно накормят” (с) “Москва слезам не верит” = чистая правда).
Обслуживающий персонал в СССР это был вообще пздц пздц пздц. “Вас много, а я одна” – классическая фраза советской буфетчицы – подчеркивала перманентное превосходство того, кто распределяет дефицитный ресурс, над всякой тут челядью в очереди. “Без опыта работы в советской торговле/сфере услуг” – эта строчка в объявлениях о приеме на работу, массово появившихся в начале 90-х, очень точно отражает то повседневное унижение и хамство, с которым обычному советскому человеку приходилось ежедневно сталкиваться во многих ситуациях столкновения с советской сферой услуг.
6. Поездить по миру = хрен.
Вы что, с ума сошли, какое поездить по миру. Это было доступно только номенклатуре и ее деткам. Обычным гражданам выезд за границу был строго запрещен; для того, чтобы попасть в какую-нибудь страну соцлагеря (единственное по сути относительно массово доступное “ближнее зарубежье”), надо было пройти кучу проверок на “благонадежность” и так далее. Мы все с нескрываемой горечью смотрели на карту мира, понимая, что нам это все увидеть никогда не светит (к счастью, жизнь сложилась иначе – спасибо, Борис Николаевич).
7. Ничего нельзя, на все надо спрашивать разрешения.
Премерзкой особенностью СССР было то, что власть там пыталась контролировать буквально каждое ваше действие. Ну то есть вот, например, нельзя было пользоваться ксероксом и снять ксерокопию даже одного листочка бумаги без разрешения КГБ. Людей постоянно дрючили обязательным участием в партийно-политической жизни: партсобрания, комсомол, профком, местком. Откажешься – фигак тебе в характеристику “неучастие в общественной жизни” (с последующими проблемами).
“Вы нам своими разводами снижаете показатели” (с) “Иван Васильевич меняет профессию” – это вот как раз о том, как государство и прислуживавшая ему “общественность” постоянно совала свой нос в людскую жизнь, в том числе личную. Не выписываешь газету “Правда”? Как так! Фигак тебе в характеристику. А на какие это деньги ты купил себе [нужное вставить] – а ну-ка объяснись перед общественностью? А вдруг это “нетрудовые доходы”!
По поводу, например, коммуникаций и интернета я вообще молчу – я просто плохо представляю себе, что в СССР разрешили бы интернет, вся эта конструкция тогда накрылась бы большой… медным тазом. То есть варианта было два: либо мы пошли бы по пути Северной Кореи и интернета бы в стране не было до сих пор, либо его разрешили бы, и тогда СССР прекратил бы свое существование ну не в 1991 году, а может, несколькими годами позже.
8. Чего же тогда в итоге люди жалуются?…
Жалуются в основном люди трех типов:
– Те, кто в советское время принадлежал к “высшей касте”, а потом сильно потерял в доходах, так как оказался не конкурентоспособным в новой системе;
– Те, кого устраивало овощное существование на 80-150 рублей и “лишь бы не было войны”;
– Подонки всякие, которые сознательно выдумывают мифы о якобы “преимуществах” совка в своих политических целях (в том числе и из ненависти к современному цивилизованному миру).
Я лично не принадлежу ни к кому из них. Мне реформы дали возможность свободно жить (хотя свободы за последние 17 лет сильно поубавились), нормально зарабатывать своей инициативой и талантами, ездить по миру. Жалеть о совке, где я до сих пор оставался бы закупоренным в рамках несправедливой зарегулированной системы, эксплуатировавшей собственных граждан, с моей точки зрения, чистое безумие.
9. А как же “миллионы умерших в 90-е от реформ”?…
Вот это все как раз – самая невероятная чушь, которую все время пропагандируют апологеты совка. Реформы прошли трудно, однако рост смертности в СССР начался давно, еще при Хрущеве-Брежневе, и в 90-е как раз… остановился. Смотрите официальную статистику, цифры можно взять на сайте Росстата http://www.gks.ru/bgd/regl/B02_16/IssWWW.exe/Stg/d010/i010170r.htm. Смертность на 1000 человек населения:
1960 год – 7,4 человек;
1970 год – 8,7 человек;
1980 год – 11,0 человек;
1991 год – 11,4 человек (скачок почти вдвое за 30 лет!!!);
1994 год – действительно, пик этой прошлой тенденции – 15,7 человек;
Однако, начиная с 1995 идет снижение. Реформы переломили тренд.
Так что не верьте всяким фальсификаторам. Все похвальбы, которые вы сегодня слышите в адрес СССР, – ложь и чушь”.