Что украинцы знают о Нидерландах? Улица "красных фонарей", легализованные наркотики, столица клубной музыки, "тотальный" футбол, Страна Тюльпанов, сбитый "Боинг". Что еще?
Не хочется никого обижать, но у нас есть еще даже такие, кто до сих пор считает, что Нидерланды и Голландия – отдельные государства. Конечно же, по этому поводу не стоит посыпать голову пеплом. Про Украину голландцы до недавних пор знали еще меньше. Некоторые вообще до сих пор думает, что Украина – это “где-то в России”. Таких уже немного, но они еще есть.
А теперь подумайте, почему голландцы, напуганные терактами в Европе, наплывом беженцев, финансовым кризисом, новостями о коррупции в Украине и сбитым над Донбассом “Боингом”, должны были поддерживать соглашение об ассоциации с Украиной? Положите руку на сердце и спросите себя, как бы вы на их месте проголосовали?
Эксперты и социологи указывают, что большинство причин того, что случилось, случилось не из-за Украины как таковой, а из-за общего евроскептицизма, который охватил страны Европейского Союза. Это все, может, и так, но нам что с того? По факту, мы оказались в подвешенной ситуации. Соглашение об ассоциации продолжает временно действовать, но теперь вопрос ее вступления в действие на постоянной основе отложено на определенное время. При чем, это «определенное время» может измеряться как тремя неделями, так и годами.
Но Бог с ними, с голландцами. В саму сделку большинство из них вряд ли заглядывало. Кстати, как и большинство украинцев. Здесь возникает другой вопрос: а что Украина как государство сделала для того, чтобы достичь другого результата? Нет, речь не об активистах и дипломатах, которые, не смотря на прогнозы, делали все, чтобы изменить настроения голландцев.
Речь идет о тех, кто непосредственно должен заниматься построением стратегии раскрутки Украины в Европе. Именно стратегии, а не локального тушения пожаров. Раскрутки не в Брюсселе, куда наши политики ездят с регулярностью походов в супермаркет, а по всему спектру еврозоны. Учитывая особенности каждой страны, а не только отдельно взятых брюссельских или страсбургских коридоров.
Украинские политики внутри страны часто любят рассказывать о векторах развития. О победе Евромайдана, который раз и навсегда закрепил европейский вектор как стратегию цивилизационного развития, о евроинтеграции как основной цели. Короче говоря, нам долго и успешно “продают” европейскую идею. В принципе, украинцы не против. Только вот как мы “продаем” эту же самую идею в Европе? Как показывает голландский пример, не очень успешно.
Другой вопрос, а понимаем ли мы, куда именно мы идем? Понятно, что в Европу, но в какую? Иногда складывается впечатление, что мы движемся в ЕС прошлого, не учитывая, что он меняется. И в том пункте, где мы хотим в перспективе сойтись с ЕС, последнего может просто не оказаться.
Давно не секрет, что Европу накрыла волна популизма и евроскептицизма, и не учитывать этот факт не просто странно, но и недопустимо. Кое-кто считает, что это временная ситуация, и Европа справится. А если нет? Есть ли у нас сценарий для такого развития событий? Если нет, то голландский референдум состоялся очень вовремя.