Переговоры с Кремлем об освобождении удерживаемых под надуманным предлогом в российских тюрьмах украинских граждан – бесперспективны. Договориться о чем-либо можно лишь с позиции силы.
Такое мнение высказал экс-глава внешней разведки Украины Николай Маломуж.
“По предварительным данным, в РФ удерживается более 30-35 наших соотечественников, задержанных при разных обстоятельствах и под различными предлогами. Точнее сказать не могу, потому что эта информация закрыта. Все знают, как в России оказались Надежда Савченко или Олег Сенцов. У нас есть конкретные факты, что некоторых наших граждан, приехавших в Москву и поселившихся в отеле, там же и арестовывали как шпионов, хотя они к этому роду деятельности не имеют никакого отношения. Сейчас люди удерживаются в СИЗО, в отношении них проводится следствие”, – рассказывает Маломуж.
Кроме пленных, оказавшихся в российских камерах, по данным Маломужа, еще порядка 600 военнослужащих находятся в плену на оккупированных территориях Донбасса. “У нас есть только приблизительные данные – мы ориентируемся на 600 человек. Это – те, кто установлены как попавшие в плен, а также часть тех, кто считается пропавшими без вести. Из всех, кого считают пропавшим без вести часть уже, к сожалению, погибли – просто их не идентифицировали и поэтому они пребывают в таком статусе. А еще часть однозначно находится в плену и не определена ни спецслужбами Украины, ни ЗСУ как пленные. А боевики такой информации не дают. По нашим данным, повторюсь, всего в плену террористов находится около 550-600 военнослужащих”, – предполагает генерал.
По словам Маломужа, переговоры по обсуждению как тех пленных, кого удерживают террористы, так и тех, кто находится в заложниках России, заставляет желать лучшего. “Работа по их освобождению ведется. По линии контактных групп, работающих с боевиками, она более-менее продвигается хотя они различные мотивации выдвигают, чтобы не проводить обмен – выдвигают более высокие требования не только по самому обмену, но и по реализации минских договоренностей, предоставлению особых статусов и принятию выгодных им законов. Поэтому тут происходит определенное ослабление процесса. А на уровне контактов с Москвой процесс чрезвычайно сложный. Там успехов нет вообще – ни у дипломатов, ни на самом высоком уровне. Ни одного яркого примера обмена по договоренностям между президентами, министерствами иностранных дел или спецслужбами не было”, – подчеркивает Маломуж.
Он убежден: с Кремлем договориться о чем-либо можно лишь с позиций силы. Расчитывать на гуманность Кремля – бесполезно. “Эта работа может проводиться, потому что мы имеем основания для таких обменов. Надо не просто договариваться, потому что это тяжело и вряд ли будет движение навстречу. Надо задерживать российских разведчиков или тех людей, которые имеют большое значение для России – а потом уже ставить вопрос об адекватном обмене. Тогда он будет реален. В противном случае ничего не сработает”, – уверен Маломуж.