Ранее в уравнивании этих понятий российский МИД обвинял киевские власти, принявшие законы о "декоммунизации Украины".
Нацизм и сталинизм нельзя приравнивать друг к другу, заявил российский президент Владимир Путин в ходе прямой линии в четверг. Ранее в уравнивании этих понятий российский МИД обвинял киевские власти, принявшие законы о “декоммунизации Украины”.
“Нацисты прямо, открыто и публично объявили одной из целей своей политики уничтожение целых этносов – евреев, цыган, славян. При всем уродстве сталинского режима, при всех репрессиях, даже при всех ссылках целых народов все-таки цели уничтожения никогда сталинский режим для себя не ставил”, – пояснил глава государства, отвечая на вопрос об искажении истории.
По его словам, попытка поставить “на одну доску одних и других” не имеет под собой почвы.
Российские власти не раз обвиняли Запад в попытке “переписать историю”, в частности заявляя, что преуменьшение вклада СССР в победу во Второй мировой войне фактически означает оправдание нацизма.
12 апреля папа римский Франциск назвал преступления сталинизма одной из самых больших трагедий XX века, в одном ряду с преступлениями нацизма и геноцидом армян.
“Одинаково ужасно”
Историк Андрей Зубов отмечает, что коммунистический режим, в том числе и сталинский, безусловно, не заявлял о намерении уничтожать народы, однако ставил целью избавление общества от целых социальных классов и групп.
“И при Ленине, и при Сталине также говорилось об уничтожении эксплуататорских классов. Причем уничтожении – не изживании, а именно физическом уничтожении… миллионы людей были убиты во время ленинско-сталинского режима только за то, что они принадлежали к помещикам, капиталистам, интеллигентам, офицерам, священникам, раввинам, просто культурным людям, купцам, бизнесменам и так далее”, – считает историк.
По его словам, во времена Красного и Большого террора людей репрессировали только из-за того, что они или их родители принадлежали к высшим слоям дореволюционной России или других государств.
Заявление Владимира Путина неправомерно, считает Зубов.
“Сжечь человека и утопить его – это разные вещи, но это одинаково ужасно. Вот то же самое можно сказать о Гитлере и Сталине”, – говорит историк.
Предмет национальной гордости
Профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, политолог Владимир Гельман считает, что позиция Путина абсолютно объяснима, и иного высказывания ожидать было трудно.
“Если мы ставим знак равенства между этими двумя режимами, то тем самым единственный в России всеобщий предмет национальной гордости, победа во Второй мировой войне, она не то чтобы совсем теряет значение, она обесценивается, – считает эксперт. – Грубо говоря, [получается, что] одни негодяи победили других негодяев”.
Однако, по его мнению, во многих странах Европы, скорее всего, найдет поддержку именно теория уравнивания нацизма и сталинизма.