Последние новости
21 января 2025
20 января 2025

“Зал ожидания”: Портников рассказал, как евроинтеграцию подменили безвизовым режимом

no image

Какое отношение к евроинтеграции имеют безвизовые поездки в ЕС на срок не более 90 дней? Самое отдаленное

К сегодняшнему голосованию по визовому пакету в парламенте и политики, и общество относятся, как к некоему судьбоносному моменту. Добиться безвизового режима с ЕС было одним из обещаний действующей власти, переговоры о нем продолжаются долгие годы – и то, что буквально накануне возможного положительного решения Украина вновь окажется за барьером, не может не расстраивать тех, кто хотел бы скорейшей европейской интеграции нашей страны. Но расстраивать должно другое: то, что важнейшие для нашего государства изменения вновь “подвязаны” к визам, к поощрению, к облегчению внешнего, а не внутреннего.

Мы продолжаем воспринимать европейскую интеграцию не как сущностные изменения в нашей стране, а как некий уровень комфорта, которого необходимо добиться при помощи Европейского Союза и в сотрудничестве с ним. Но при таком подходе нельзя добиться ни комфорта, ни сущностных изменений. Хороший пример – наш сосед, Республика Молдова. Эта страна действительно смогла выполнить все требования Европейского Союза, которые сейчас выдвигаются нам – и в области антикоррупционного законодательства, и в области недискриминации в трудовом законодательстве. Граждане Республики Молдова могут пересекать территорию Шенгена без виз. Но это отнюдь не изменило ситуацию в самой стране. На следующих же после введения безвизового режима парламентских выборах самой крупной партией по количеству голосов оказалась Социалистистическая партия, лидеры которой не скрывают своих пророссийских симпатий и демонстративно встречались перед выборами с Владимиром Путиным. Если бы к выборам была допущена другая пророссийская сила – “Наша партия” бизнесмена Ренато Усатого – то сторонники интеграции с Москвой могли бы сформировать правительство, и не только безвизовый режим, но и ассоциация с Европейским Союзом могли бы оказаться под очень большим вопросом. Но даже победа проевропейских партий не уберегла Молдову от большого коррупционного скандала. Лидер самой большой из этих партий, бывший премьер Влад Филат – в тюрьме, коалиция развалена, у правительственных зданий – пророссийские, прорумынские, проевропейские демонстранты, доверие к политической элите – на нуле, власть в буквальном смысле валяется на улице, проевропейские партии заключают ситуативные союзы с пророссийскими, в общем какой-то кошмар. А все почему? А потому, что даже с новым законодательством, проголосованным из-под палки, Молдова осталась олигархической страной с корпоративным мышлением элиты и патерналистским мышлением населения. И что тогда толку от безвизового режима – а это ведь всего лишь туристические поездки на 90 дней, не более того – если у тебя нет денег на передвижение по миру – даже при всем желании, а у большинства соотечественников такое желание вообще отсутствует?

Евросоюз – не супермаркет со шмотками. Это цивилизация, правила жизни которой можно либо принимать целиком, либо не принимать вообще. Стать наполовину европейцем не получится – что бы там ни думали наши политики и наши граждане
Мы любим сравнивать европейские устремления большинства украинцев с пророссийскими устремлениями тех, кто радовался аннексии Крыма и поддался пропаганде агрессора в Донбассе. Разумеется, это гордое сравнение. Мы – сознательные и современные, они – отсталые и средневековые. А это действительно так? Ведь большинство жителей Крыма и Донбасса, хотевших присоединения к России, рассматривало соседнюю страну не как “историческую родину”, а как супермаркет субсидий, пенсий и высоких бюджетных зарплат. А с точки зрения жизни – как московскую картинку из любимого телевизора: предполагалось, что стоит только присоединиться к России, как большинство населения аннексированных территорий заживет ну если не как на Рублевке, то уж во всяком случае как в престижных домах внутри московского Садового кольца. И теперь новообращенные “патриоты” путинской империи недоумевают: Россия вроде бы есть, а Рублевки нет.

И не будет. Россия – не супермаркет, а цивилизационная модель взаимоотношений хозяина и “лоха”. И присоединение к армии “лохов” отнюдь не означает получение уровня благосостояния неизвестных – а вернее, всем хорошо известных – “отцов”.

Но все дело в том, что Евросоюз – тоже не супермаркет со шмотками. Это тоже цивилизация, правила жизни которой можно либо принимать целиком, либо не принимать вообще. Стать наполовину европейцем не получится – что бы там ни думали наши руководители и наши граждане. Именно поэтому у меня такое изумление вызывали участники первого этапа Майдана – еще студенческого. Когда несколько активистов пришли для разговора с московской студией Радио Свобода в украинское бюро, я был ошеломлен услышанным от них тезисом: нам совершенно все равно то, что происходит с Юлией Тимошенко, нам важно, чтобы президент подписал соглашение об ассоциации с Евросоюзом. Ребята искренне не понимали моих коллег, пытавшихся объяснить им одну простую вещь: европейское государство и избирательное правосудие несочетаемы. Несочетаемы – и все тут! Поэтому пока у вас избирательное правосудие, пока у вас нет независимой прокуратуры, судов, антикоррупционных процедур, пока ваше общество не акцептирует отказ от дискриминации собственных сограждан, вы – не европейская страна. Можете хоть двадцать соглашений об ассоциации подписать – сути это не изменит. Если не верите, просто посмотрите список стран, которые подписали соглашения об ассоциации с ЕС. Боюсь, вы будете удивлены.

Безвизовый режим с Шенгенской зоной – это, конечно, хорошо и удобно. Но стремиться жить в цивилизованной стране – гораздо важнее. Лучше иметь нормальное законодательство, хотя бы частично преодолеть коррупцию, уважать собственных сограждан – и получать визы, чем иметь безвизовый режим – и оставаться в болоте. Сама идея о том, что мы принимаем законы для кого-то – пагубна. Сама идея, что мы формируем антикоррупционную прокуратуру для идиотов-европейцев, а нам самим она не нужна – безумна. Сама идея, что мы меняем эту страну не для себя, а для других, чтобы эти другие дали нам безвизовый режим, финансовую помощь, улучшили возможности для ввоза наших товаров – бессмысленна.

Европу нужно строить для себя, а не для дяди. И только когда это поймем мы все – от руководителей страны до обычного гражданина, которого не интересует политика – мы сможем чего-то добиться. В противном случае мы обречены на вечное прозябание в зале ожидания, продуваемом всеми ветрами.


Все статьи