Владимир Путин пытается вернуть себе международный авторитет, утраченный после аннексии Крыма.
Для этого он санкционировал бомбардировки в Сирии в поддержку режима Башара Асада. Но авиаудары пришлись по мирным кварталам, а победные реляции российских военных расходятся с действительностью — 7 октября повстанцы уничтожили как минимум 18 танков армии Асада. Тем временем, действия Кремля вызвали гнев даже тех граждан Сирии, которые до сих пор держались в стороне от конфликта. Об этом пишет местный журналист МАНСУР ОМАНИ.
“Тот, кто двигается и идет к победе, обязательно ее добьется”, — эти слова, которые произнес Владимир Путин во время хоккейной игры в свой день рождения, 7 октября, стали своего рода политическим намеком российского президента. И пока он подсчитывал очки, сирийские повстанцы в этот самый момент воплощали в жизнь его слова о победе, а союзники Путина в Сирии переживали наибольшие потери, которые они понесли в течение одного-единственного дня, впервые с начала жестокого подавления режимом сирийского президента Башара Асада сирийской революции, которая когда-то начиналась как мирная акция.
7 октября режим Асада потерял как минимум 18 танков, которые были уничтожены повстанцами, а также БМП и оснащенные пулеметами джипы, еще три танка были захвачены; повстанцам удалось установить контроль над несколькими важными военными рубежами, где раньше находились силы Асада, начавшего наступление под прикрытием российской авиации. О многих деталях этих событий в российских государственных СМИ не было сказано ни слова ни в день рождения крестного отца РФ, ни после него.
Несколькими днями позже Сергей Лавров, глава МИД России, высмеял Свободную армию Сирии (САС): “Они говорят нам о САС, но где она? От нее осталась какая-то призрачная группа, о которой ничего не известно”. Как это похоже на поведение любого другого диктатора, который видит перед собой не оппонентов и людей, а только “террористов”! И вскоре после этого появился ответ на вопрос, заданный Лавровым — силы САС устроили бойню и уничтожили сделанные в России танки, получившие прикрытие российских военно-воздушных сил. Это сделала 13 дивизия САС, если быть точным, и пусть на Западе число 13 считается несчастливым, но в этот раз оно стало катастрофой именно для планов Путина.
Россия заняла четкую позицию по отношению к Башару Асаду еще в октябре 2011 года, когда вместе с Китаем заблокировала принятие в Совете Безопасности ООН резолюции по Сирии. Резолюция предусматривала введение санкций в отношении Сирии, если власти этой страны в течение 30 дней не выполнят требование о прекращении насилия в стране, а ведь тогда еще не было ни ИГИЛ, ни вооруженного сопротивления режиму, и это признавал и сам Асад. Можно ли, в связи с этим, говорить, что Россия борется против ИГИЛ, а также игнорировать тот факт, что правительство Путина поддерживает режим Асада в экономической, военной и политической сферах? Россия дала сотни миллионов долларов и оказала беспрецедентную политическую поддержку режиму Асада в Совбезе ООН, чтобы предотвратить давление на сирийского президента; она также использовала свое влияние для того, чтобы помешать созданию гуманитарных коридоров для гражданского населения, которое оказалось в ловушке из-за военных действий. РФ продолжила поставки сирийскому режиму оружия, амуниции, различного военного оборудования и запчастей, отправляла военных экспертов и советников, чтобы те следили за планированием операций и тренировали сирийских военных, которые безнаказанно и совершенно осознанно атаковали мирных граждан в тех районах, где располагались силы оппозиции. Только в результате воздушных ударов Асада, по некоторым подсчетам, погибли 20 тысяч гражданских. Бомбардировки стали главной причиной того, что страну покинули более 4 млн беженцев.
Теперь Россия использует свои военно-воздушные силы, высокоточные авиационные бомбы, а также крылатые ракеты. Правда, не все эти ракеты, запущенные из акватории Каспийского моря 8 октября, достигли цели. По некоторым данным, снаряды разбились на территории Ирана. Но это только подлило масла в огонь в ситуации, когда в результате российских воздушных атак были убиты мирные сирийцы.
В свете этих стремительно развивающихся событий на сирийской земле и в сирийском небе страдает забытое всеми мирное население, над головами которого носятся истребители, а земля охвачена пожарами после разорвавшихся снарядов. Эти люди брошены, до них никому нет дела, их убивают все те, кто утверждает, что защищает их интересы, не оставляя им ни одного шанса на выживание, но щедро раздавая возможности умереть или без оглядки бежать с земли своих предков.
Они могут стать или жертвой слепого обстрела войсками сирийского правительства, или погибнуть от рук вооруженных алавитов, которые вырежут их, прикрываясь лозунгами о самозащите; их могут ограбить вооруженные шииты из Афганистана, которых набирает Иран, или их убьют иракские шииты во славу священной войны против суннитов из-за религиозных разногласий, которые длятся вот уже 1400 лет. А ведь есть еще ужасающие преступления ИГИЛ (“Исламское государство Ирака и Леванта”, контролирующее северо-восточные районы Сирии и Ирака); а еще есть ливанская Хезболла и ее “священная война”, которая защищает “святые сирийские места”, и наконец, в этот жуткий калейдоскоп вторгается русская церковь со своей “священной путинской войной”.
Российские бомбардировки не пожалели мирные здания и постройки, больницы и даже лагеря беженцев, в результате авиаударов погибли 67 мирных жителей, включая 14 детей и 10 женщин, все их имена и подробности их гибели тщательно задокументированы в течение первой же недели после авиационных военных рейдов РФ.
Российское Министерство обороны заявило, что принимает решения касательно авиаударов на основе информации, которую оно получает от сирийского военного командования и генерального штаба. Но как нам теперь привлечь это правительство к ответственности за то, что предоставленные данные превратили в цель не тех, кто на самом деле бомбил сирийскую власть?
Гнев, который спустило с крючка российское участие в войне в Сирии, со стороны гражданских, которые еще вчера помалкивали и не вмешивались в конфликт, растет. И этот гнев дошел уже до самых высокопоставленных исламских лидеров, в том числе до Международного союза мусульманских ученых, включая Комитет пакистанских ученых. Многие семьи вынуждены были покинуть свои дома и искать убежища в пещерах на юге Сирии, в то время как на севере, где по-прежнему продолжаются активные обстрелы с воздуха, многие люди так и не сдвинулись с обжитых мест, заявляя, что им не привыкать к обстрелам, не имеет значения, российские они или сирийские.
Путин пытается снять осаду, выстроенную вокруг него Западом после оккупации Крыма и попыток взять под контроль восточные регионы Украины, для него Сирия — это мост, который должен помочь в восстановлении его присутствия на международной арене с помощью его своевольного и хаотичного вмешательства в сирийскую войну, доказательство тому — ежедневное участие России в военной операции на сирийской земле. Но этого Путину не простят ни сирийский народ, ни международные суды, где бы они в этом мире не находились.
Мансур Омари, сирийский журналист