Решение немецких социал-демократов участвовать в "большой коалиции" с блоком ХДС/ХСС предотвратило один из самых больших кризисов в современной истории Германии и Европы в целом. Если бы было принято другое решение, кризис оказался бы куда более серьезным.
В Германии в принципе не очень понимали, как находить выход из такого положения. Правительства меньшинства в истории страны еще не было – и оно могло бы оказаться не очень эффективным. Досрочные выборы вряд ли изменили бы существенно парламентские пропорции, но усилили бы влияние правых евроскептиков из “Альтернативы для Германии”.
И вполне возможно, что завершилась бы политическая карьера одного из самых адекватных лидеров современного мира – Ангелы Меркель. Это при том, что никакой альтернативы канцлеру у христианских демократов сегодня нет. Преемника нужно взращивать, а не провозглашать.
Но это были бы проблемы христианских демократов и Германии в целом. У социал-демократов другие проблемы. Их участие в “большой коалиции” с ХДС из года в год снижает популярность партии у избирателей. Создаётся впечатление, что времена, когда христианские демократы и социал-демократы сменяли друг друга у руля, минули безвозвратно. Можно прогнозировать, что еще одна “большая коалиция” не усилит популярности социал-демократов. Именно об этом говорили противники нового соглашения с ХДС, которые настаивали на переходе в оппозицию.
Но члены партии решили иначе. Подчёркиваю – рядовые члены партии, а не ее руководство. Почему они так решили?
Есть такое понятие, как ответственность. Ответственность гражданина за будущее своей страны. Это то, чего не могут понять наши граждане, многие из которых уверены, что ответственность за их будущее – исключительно вопрос власти. И что если нужно делать выбор между собственным благополучием – или благополучием близких людей, политической организации, группы единомышленников и будущим государства, то нужно всегда помнить, что своя рубашка ближе к телу.
Немецкие социал-демократы решили иначе. Они поняли, что будущее Германии, будущее европейского единства намного важнее, чем электоральные перспективы их собственной партии. И такое чувство ответственности нужно уважать даже тем, кто далёк от политических симпатий к СДПГ и не в восторге от ее лидеров. Ведь дело не во взглядах, а в сочувствии к собственной стране. Такому сочувствию можно только учиться.
И в заключение – простое напоминание, которое, на первый взгляд, не имеет никакого отношения к сегодняшнему дню.
Последний раз “большая коалиция” с почти тем же идеологическим составом участников что и сейчас распалась 27 марта 1930 года.
Менее чем через три года немецким канцлером стал Адольф Гитлер.