Из-за церковно-политических дел времен Януковича нардеп Вадим Новинский может получить 5 лет лишения свободы.
В четверг, 8 декабря, Верховная Рада дала согласие на привлечение к уголовной ответственности депутата от “Оппозиционного блока” Вадима Новинского. За это проголосовали 228 народных избранников.
Именно этого требовала Генеральная прокуратура, которая еще в ноябре внесла в парламент представление о привлечении Новинского к уголовной ответственности в рамках уголовного производства, открытого еще в мае 2014 года. Без лишения неприкосновенности нардеп мог проходить по делу только как свидетель.
Эспрессо.ТV решило объяснить читателям, в чем подозревают опального нардепа.
Производство, по которому проходит и Новинский, было возбуждено против бывшего президента Украины Виктора Януковича и других бывших должностных лиц (Виталий Захарченко, Валерий Коряк), которые в свое время якобы оказывали давление на Украинскую православную церковь (МП). Об этом неоднократно заявлял генпрокурор Юрий Луценко.
Как установило следствие, Януковичу, для того чтобы обеспечить лояльность избирателей на предстоящих президентских выборах-2015 года, нужно было, чтобы митрополит Владимир отрекся от должности и чтобы на смену ему пришел другой предстоятель – митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, который бы осуществлял влияние на своих подчиненных и прихожан.
Инфографика ГПУ
Для того чтобы достичь этой цели, в 2013 году бывшими руководителями МВД по поручению Януковича были собраны сведения по поводу лиц, приближенных к митрополиту Владимиру.
Представители бывшей власти обратили внимание на ближайшего помощника предстоятеля архиепископа Александра Драбинко, который тогда проходил свидетелем по делу похищения с территории Киево-Печерской лавры двух монахинь. Узнав об этом, бывший министр внутренних дел Виталий Захарченко по предварительной договоренности с Януковичем решил через Драбинко убедить митрополита Владимира отречься от должности.
Инфографика ГПУ
С помощью бывшего начальника киевской милиции Валерия Коряка, в июне 2013 года Захарченко вызвал архиепископа и, угрожая ему арестом по делу похищения, заставил написать заявление о предоставлении личной охраны.
Таким образом Драбинко оказался под круглосуточным конвоем, который следил за каждым его шагом. За это отвечал заместитель командира “Грифон” Александр Олишевич, которому было приказано согласовывать все передвижения Драбинко с Коряком.
Кроме того, на некоторое время Драбинко лишили пользования телефонной связью, общения с другими людьми и удерживали его в разных отелях, лишая возможности вернуться домой. Начиная с июня, Драбинко неоднократно привозили в МВД и ГУ МВД в г. Киеве, где во время встреч с Захарченко у него требовали убедить предстоятеля УПЦ МП написать заявление от отречения. Но он отказывался.
“Почти полгода – с 17 июня 2013 по 13 декабря 2013 года – я был вынужден находиться под конвоем на различных объектах, в том числе гостиничных комплексах, где на меня оказывали давление, вели “разъяснительную” работу, пытались спаивать… Это были настоящие психологические пытки”, – рассказывал Драбинко изданию “Украинская правда”.
По словам Луценко, помощника патриарха Владимира Александра Драбинко держали в неволе 179 суток.
Почти через три месяца, в сентябре 2013 года, состоялась встреча митрополита Владимира с Виктором Януковичем, во время которой обсуждался вопрос освобождения Александра Драбинко. Именно на ней присутствовал Вадим Новинский, который на то время был ответственным за деятельность украинской православной церкви и имел различные связи в русской православной церкви.
Инфографика ГПУ
По словам генпрокурора Юрия Луценко, президент-беглец Виктор Янукович назначил Вадима Новинского ответственным за деятельность УПЦ уже через 2 дня после избрания его нардепом.
Именно на Новинского затем положили дальнейшую судьбу Драбинко, депутат потом якобы неоднократно звонил Коряку и давал указания по поводу передвижения архиепископа. Возможность свободно передвигаться Александр Драбинко получил только 13 декабря 2013 года.
“Следствие имеет факты о 40 соединениях с мобильного Новинского на мобильный Коряка в период содержания в неволе Александра Драбинко с 16 сентября по 14 декабря 2013 года. Это соединения только с мобильных, были ли соединения со стационарных телефонов, мы установить не можем”, – сказал Луценко.
Именно эти действия, как утверждают в ГПУ, и доказывают что Новинский знал о намерении Януковича об устранении митрополита.
В мае 2014 года было возбуждено уголовное производство против бывшего президента Виктора Януковича и бывших высокопоставленных лиц по поводу давления на митрополита Владимира и архиепископа Александра Драбинко. Вадим Новинский сначала проходил по нему в качестве свидетеля, но в ноябре ГПУ направила представление о привлечении его к уголовной ответственности.
Новинского обвиняют по 2 статьям: незаконное лишение свободы или похищение человека (ч. 2 ст. 146 Уголовного кодекса Украины) и превышение власти или служебных полномочий работником правоохранительного органа (ч. 1 ст. 365).
Таким образом, нардепу Вадиму Новинскому грозит лишение свободы на срок до 5 лет.
Также, по словам главы ГПУ Юрия Луценко, еще есть много хозяйственных дел, где фигурирует фамилия Новинского, но пока нет претензий уголовного характера, которые могли бы дать нам подозрение.
Несмотря на это, Новинский неоднократно заявлял о том, что это дело он видит только как давление на него из-за бизнес-интересов, а также как политическое преследование.
“В нем нет никаких доказательств моей вины. В обвинении много юридических ошибок, ляпов, и оно полностью юридически “позорное”, – говорил нардеп.