В начале нынешней недели украинские спецслужбы заявили о том, что они якобы предотвратили до 15 терактов на Чемпионате Европы по футболу во Франции, задержав француза с 130 кг взрывчатки. По версии СБУ, Грегуар М. собирался устроить теракты из ненависти к евреям и мусульманам, а также из-за недовольства миграционной политикой французских властей. Однако эта история, как пишет журналист немецкого издания Der Spiegel Беньямин Биддер, "выглядела настолько сенсационно, что сразу же породила большие сомнения в правдивости". В итоге французские власти отреагировали крайне сдержанно, отметив, что задержанный неизвестен французским спецслужбам и, скорее всего, был одним из нелегальных контрабандистов оружия.
“Между тем из-за войны Украина действительно превратилась в центр нелегальной торговли оружием”, которая там буквально процветает, отмечает журналист.
Милиция и спецслужбы, как говорится далее, каждую неделю обнаруживают нелегальные схроны с оружием, в которых находятся автоматы Калашникова, взрывчатка и даже гранатометы, по всей видимости, вывезенные из зоны боевых действий на востоке Украины. Также, согласно данным украинского МВД, транспортная милиция практически ежедневно снимает с поездов пассажиров, которые везут оружие в багаже. Как правило, ими оказываются бойцы добровольческих батальонов и военнослужащие. Самая нашумевшая находка, если не считать нынешнее задержание гражданина Франции, датируется февралем 2016 года: тогда СБУ остановила на подъезде к Киеву БМП, в которой находились 85 кг взрывчатки, 29 противотанковых мин, 480 ручных гранат и даже противотанковый гранатомет.
Более того, на Украине, как подчеркивают в украинских правоохранительных органах, растет число преступлений с применением оружия, которое предназначалось для использования на востоке страны. В качестве причин наплыва оружия украинские власти называют недостаточный контроль вооруженных добровольческих батальонов, а также недостаток дисциплины внутри украинской армии. В частности, известны случаи, когда военнослужащие пытались улучшить свое материальное положение продажей оружия, ведь рядовой в украинской армии получает в месяц около 250 евро, а командир бригады – 570.
В то же время контрабанда оружия “цветет пышным цветом и по другую сторону фронта”, продолжает автор. Так, в самопровозглашенной Луганской народной республике россияне-добровольцы выполняют просьбы Москвы насчет того, чтобы оружие из зоны боевых действий не выходило за ее пределы. А в 2015 году “Коммерсант” процитировал российского добровольца Игоря Мангушева, рассказавшего о том, что в зоне боев “часто появляются люди, которые явно приехали туда не принимать участие в боевых действиях, а из-за оружия”.
Кстати, в соседней Ростовской области, как добавляет Der Spiegel, также возросло число преступлений с использованием оружия. В первом полугодии 2015 года их доля об общего числа выросла на 12,5%.