Прекращение противостояния в Дебальцево не означает, что Минские договоренности заработают хотя бы частично.
18 февраля после продолжительных боев пророссийские боевики захватили Дебальцево. Террористы уже давно пытались подступиться к этому городу, атакуя “дорогу жизни” и пытаясь устроить военным очередной “котел”, но активный штурм начался именно после объявления “режима тишины” 15 февраля.
Украинские военные упорно обороняли транспортный узел, через который проходит железная дорога, соединяющая Донецкую, Луганскую области и России, однако сегодня стало известно об отводе сил АТО из Дебальцево. Как заявил президент Петр Порошенко, Вооруженные силы Украины вместе с Нацгвардией “завершили операцию по плановому и организованному вывода частей и подразделений из Дебальцево”.
ТСН.ua поинтересовался у экспертов, почему силы АТО не удержали Дебальцево и какой населенный пункт может стать очередной целью боевиков.
Директор Института внешней политики Дипломатической академии при МИД Украины Григорий Перепелица:
– Почему не удержали Дебальцево? Это вопрос в большей степени связан с Минскими соглашениями. Поскольку, с одной стороны, есть четкая военная стратегия Путина, в которую вмонтированы дипломатические средства, одним из которых является Минские переговоры. Мы уже по Минску-1 осенью увидели – их целью было отодвинуть украинские войска на 30 км вглубь и потом захватить эту территорию, что и было сделано. А теперь, чтобы облегчить прорыв обороны, Путин призвал Меркель с Олландом в Минск, предложил свой план, который в итоге и был принят, в том числе и украинской стороной. Какова его основная цель? Та же, что и осенью – отодвинуть украинскую тяжелую технику еще на 25 км, чтобы облегчить захват новых территорий.
Вот пример Дебальцево свидетельствует о том, что этот план Путина реализуется успешно – президент Украины, в соответствии с достигнутыми в Минске договоренностями, дал команду нашим войскам прекратить огонь, тем самым облегчив наступление для сепаратистских сил и российских войск по захвату Дебальцевского плацдарма.
Такими вот ходами Путин просто дискредитирует Порошенко как верховного главнокомандующего. Он делает его прямым участником сдачи Дебальцевского плацдарма. Если бы приказа прекратить огонь не было, если бы там наращивались наши силы и военные стреляли не только ответ, но и наносили предупредительные удары, Дебальцево можно было бы удержать. И сейчас это для всех становится очевидным. Поэтому сегодняшнее заявление Порошенко о Дебальцево – это просто попытка оправдаться. А следующим шагом боевиков будет захват Мариуполя. А потом будет Минск-3 и договоренности, которые приведут к очередной сдаче территории. Если Путина не решат остановить.
Политолог Юрий Палийчук:
– Отвод войск из Дебальцево – очень умный и стратегически правильный маневр. Не было никакого смысла в том, чтобы дальше держать там людей, подвергать их опасности. И понятно, если бы мы понесли там серьезные потери, то это имело бы колоссальные политические последствия для самого Порошенко. Однако во время своего заявления относительно Дебальцево он пытался выдать желаемое за действительное.
Он говорит, что в Дебальцево никакого котла не было. То получается, что тысячи людей, десятки экспертов, журналистов потеряли зрение. Если бы действительно там не было котла, как он об этом говорит, то я уверен, что мы бы там увидели и секретаря СНБО, который не упускает возможности, как в свое время в Мариуполе, якобы лично командовать наступлением, мы бы там увидели и руководителя Генштаба, и министра обороны, и самого Петра Порошенко. То есть эти его слова лежат скорее в плоскости пропаганды, чем реального положения дел. Недоговаривая, он на самом деле лишь вредит себе в политическом плане. Он думает, что таким образом ему удастся избежать политических последствий, хотя наоборот – он их только обостряет и откладывает по времени. А протесты и митинги – это меньшее, что сейчас нужно. И если они произойдут, то это принесет много вреда государству, потому что ни для кого не секрет, что Путин рассчитывает на третий Майдан. И третий Майдан мы уже не сможем контролировать, начнется хаос, на котором к власти смогут прийти откровенные агенты Кремля.
По моему мнению, сейчас и предпосылок для митингов нет. Если бы решение об отводе войск из Дебальцева было оттянуто еще на день-два, тогда протестное движение набирало бы обороты. Но этого, к счастью, не произошло.
Очевидно, что боевики останавливаться не собираются. Есть несколько вариантов развития событий. В частности, следующими могут быть Артемовск, Славянск. Есть и другой вариант – боевики могут возобновить атаки на Мариуполь. Но однозначно можно сказать одно: прекращение противостояния в Дебальцево не означает, что Минские договоренности заработают хотя бы частично. Сам факт того, что бои продолжились после 15 февраля (день начала прекращения огня согласно Минским договоренностям) говорит о том, что никто не собирается придерживаться этого документа, и, в принципе, на Минских договоренностях уже можно поставить крест. Во время Югославского конфликта 15 раз подписывалось перемирие. У нас пока только два раза. Конечно, может быть еще и два, и три, и четыре. Но вопрос в другом: какие мы можем задействовать инструменты для мирного урегулирования конфликта. По моему мнению, все дипломатические инструменты, кроме введения миротворческого контингента, себя исчерпали.
\