Последние новости
Сегодня
17 января 2025
16 января 2025

К калининградскому плацдарму добавился и белорусский

no image

Россия уже «оккупировала» государственный аппарат Беларуси.

Об этом в интервью charter97.org заявил член Национального совета развития Польши, эксперт по вопросам международной политики и безопасности, научный сотрудник университета Лодзи Пшемыслав Журавский вель Граевский.

– Прошло три месяцев с начала работы в Польше нового правительства, сформированного партией «Право и Справедливость». Как по вашему мнению изменилась восточная политика государства, особенно – в отношении Беларуси?

– В первую очередь восточная политика Польши сегодня направлена на создание системы военной защиты на фоне растущей агрессивности России и на укрепление восточного фланга НАТО. На это собственно и направлена сейчас активность польской дипломатии. Символом ее успеха на этом направлении станет приближающийся июльский саммит НАТО в Варшаве.

Именно в этом контексте и надо рассматривать польскую политику в отношении отдельных государств в регионе, начиная с севера, со стран Скандинавии и Балтии, осознающих, как и Польша, исходящую от России угрозу. Здесь надо выделить центральное положение Беларуси на оси этого геополитического пространства. На юге «оси» находится Украина, непосредственно столкнувшаяся с российской военной агрессией и оккупацией территорий в Крыму и Донбассе.

Важным, с точки зрения прежде всего Польши, является и южный фланг НАТО, где имеет место замороженный конфликт в Приднестровье, затрагивающий через Молдову интересы Румынии. И на самом юге – обострение российско-турецких отношений после уничтожения турецкими ВВС российского военного самолета. Также сюда можно добавить и Грузию.

Весь этот географический спектр сегодня является сферой интересов польской восточной политики в контексте дестабилизирующего влияния России в регионе.

В случае Беларуси факторы, влияющие на польскую внешнюю политику, изменяются сейчас в худшую сторону: Лукашенко сделал все возможное, чтобы законсервировать свою власть, с его стороны не видно никаких выразительных движений.

К этому добавилась очень серьезная проблема нарастающего военного присутствия России в Беларуси, развития системы российских военных авиабаз в вашей стране. Польское правительство рассматривает это как наращивание российского военного потенциала на нашей восточной границе: к «калининградскому» плацдарму теперь добавился и «белорусский».

Не надо забывать, что Польша, как и Беларусь с Украиной, для государств, экспортирующих энергоресурсы, имеют характер «транзитных» стран. Это тоже создает те геополитические «оси», которые связывают наши страны, но в то же время, в контексте развития энергетического сотрудничества России и Германии (Северный поток-2 — прим.ред.), ударяет и по интересам и Польши, и по безопасности Беларуси и Украины.

Все эти угрозы отслеживаются польским правительством, но в данный момент нет какого-то выделения белорусского направления в отдельную политику. Очень многое зависит от того, как будет Россия наращивать свой военный потенциал в Беларуси и усиливать экономическую зависимость режима Лукашенко. Поэтому пока Польша занимает наблюдательную позицию по отношению к Беларуси, а уже исходя из анализа ситуации и каких-то «подвижек» в регионе, будут делаться выводы и совершаться конкретные действия.

– Создание трех новых бригад территориальной обороны на восточной границе Польши – можно считать таким действием в ответ на увеличение российского военного влияния в Беларуси?

– Польша никогда не считала саму Беларусь возможным источником агрессии. Речь идет только об использовании Россией белорусской территории для агрессивных действий против Европы, а также об «оккупации» Россией белорусского государственного аппарата и использовании его для дестабилизации ситуации в нашем регионе – в первую очередь на польском, балтийском и украинском направлениях.

Наращивание российского военного присутствия в Беларуси продолжается, совместные маневры 2009 и 2013 годов, где главным противником был Запад, могут повториться. Эти маневры проходили с отработкой «учебной ситуации», связанной с «подавлением» предполагаемого польского восстания на Виленщине или Гродненщине и пробиванием «коридора» к калининградскому плацдарму.

Все это позволяет утверждать, что по решению Кремля территория Беларуси может быть использована для военной атаки против какого-либо из государств НАТО, в том числе и Польши, а также против Украины. И Польша просто должна увеличивать свою обороноспособность на границе с территорией, находящейся под военным контролем России.

Опыт показывает, что Россия не останавливается перед применением своей армии в качестве аргумента для решения своих политических «задач»: так было в Молдове, Чечне, Грузии, Украине. Поэтому мы должны быть готовы к самым крайним сценариям. Не хочу сказать, что Россия может прибегнуть к ним в ближайшем будущем, но мы не должны исключать такой возможности.


Все статьи