Президент понял отсутствие атакующих действий со стороны оппозиции как слабость и сразу перешел в атаку. Тем сам не оставил оппозиции выбора - она вынуждена организовать контрнаступление.
Шаткое и тревожное перемирие, установившееся после принятия закона об амнистии (трактовка власти) или “закона о заложниках” (трактовка оппозиции), по сути завершено. Оппозиция решила перейти в контрнаступление. Почему в контр? Потому что первым наступление начал президент, который любое ослабление давления трактует как слабость противника. “Правый сектор” очень четко сформулировал парадигму этого так называемого перемирия – “если мы стоим на месте, то власть начинает наглеть”.
И вот перечень “наглостей”: Захарченко и СБУ начали носиться с мифическим терактом, в регионах продолжаются репрессии, запущенные в СМИ “вонючки” о встрече Клюева с Тимошенко и о недоразумениях между “Батькивщиной” и УДАРом. Этот перечень можно продолжить. И это на фоне того, что Майдан даже согласился освободить КГГА и Грушевского, если закроют дела против активистов. А апогеем наглости власти должно стать утверждение правительства во главе с Арбузовым, где уже расписаны квоты для кланов в ПР.
В таких условиях оппозиции и Майдану, где большинство людей уже не понимает, чего ждать (а это, пожалуй, самый главный фактор, который побуждает оппозицию к действиям), просто не оставили выбора, как идти на обострение конфликта, о чем собственно и сообщили всем Яценюк и Турчинов, вернувшиеся от Тимошенко.
Конкретно это выглядит так – оппозиция в одностороннем порядке на единственной со всех точек зрения легитимном площадке, то есть в ВР, идет на следующие шаги – ставится на голосование акт по возвращению Конституции-2004, вносятся конкретные предложения по правительству “народного доверия” без регионалов и снова поднимается несколько отложенный вопрос немедленных досрочных выборов парламента и президента. Это новый ультиматум Януковичу и регионалам, которые заигрались в затягивание времени со своими баснями о конституционной комиссии, через которую, возможно, изменят Конституцию где-то к осени.
Чем может подкрепить оппозиция свой ультиматум? Конечно, Майданом, который пока никто не отменял и который, между прочим, показал себя под Радой недавно в виде несколькотысячной колонны Народной Самообороны.
Повлияет ультиматум на Януковича? В этом есть определенные сомнения, хотя, когда он боится, то по крайней мере отступает. Повлияет ультиматум на регионалов в ВР? Это более вероятно, ведь они уже показывали, что готовы поддаться? Особенно, если ЕС или США реально введут санкция хотя бы против одного олигарха. Единственное – после того как их пугают, надо, чтобы с ними поговорил и “добрый полицейский”, который пообещал бы, например, вариант с действительно тайным голосованием Контитуцинного акта бюллетенями. Чтобы страх революции и ее последствий не вытеснил страх перед Януковичем.