Последние новости
Сегодня
5 ноября 2024

Журналистка проанализировала, почему психопатов так тянет в бизнес и политику

7 февраля 2016, 9:31
no image

Среди выдающихся людей – президентов, телезвезд, руководителей крупных предприятий – немало людей с психопатическими чертами личности.

Об этом пишет Татьяна Ворожко, журналистка из Вашингтона.

“В какой-то момент – еще до событий Евромайдана и российской агрессии – я перестала удивляться многим человеческим поступкам. Я уже не восклицала в праведном гневе «Да, как так можно? А где же у человека совесть?», «А вот если бы с ним так?», «Как так можно врать без зазрения совести?». Просто в один момент поняла, что в природе существуют люди, у которых нет совести, они не в состоянии испытывать чувство сопереживания, правда для них не абсолют – а та информация, оглашение которой выгодно в данный конкретный момент. Причем, такие люди могут быть весьма обаятельны и обладать недюжинным интеллектом.

Психологи называют их психопатами или социопатами и оценивают, что в любом обществе их не больше 1-2%. Подобными типажами заинтересовались еще древние греки. Философ Теопрастус в III веке до нашей эры писал о «нечистоплотном человеке», который занимает деньги и не отдает, врет и мошенничает. Современное описание психопата появилось в книге «Маска нормальности» американского врача Харви Чикли в 1941 году. Его он описал как человека с развитым интеллектом, но скудостью эмоций, который совершенно не принимает в рассчет то, как его действия скажутся на других людях. Такие люди, пишет Чакли, просто не в состоянии понять многие чувства, которые испытывают другие люди, ведь им самим эти эмоции чужды.

Современным же гуру в деле изучения психопатов является канадский психиатр Роберт Харе, автор одноименного опроса для их выявления.

Вот несколько опознавательных признаков психопата (список неполный и в вольном изложении). Имеет беспорядочные сексуальные связи. Промышляет криминалом. Паразитирует на родных и близких, а то и народе. Обладает поверхностным шармом. Верит в собственные уникальность и превосходство. Не думает о завтрашнем дне. Любое дело на него быстро нагоняет скуку. Врет и не краснеет. Любит развести на деньги. Не задумывается о последствиях собственных действий. Во всех его бедах всегда виноват кто-то другой. Не способен раскаяться и исправится. Черств душой. Не может себя контролировать, импульсивен. На него совершенно невозможно положиться!

Если какое-то качество отсутствует, то психиатр присуждает пациенту 0 баллов, немного есть – 1, и 2 – если цветет буйным цветом. При 30 баллах и более – психопат, то есть наличие всех грехов сразу необязательно. Правда, сам Харе очень переживает, когда его опросником пользуются в домашних условиях, и просит этого не делать, дабы не обидеть невинных людей.

А вот американский психиатр Майкл Левенсон по этому поводу не комплексует – каждый желающий может найти в Интернете его тест для самодиагностики. Я его прошла и теперь имею неопровержимое доказательство своей доброты и душевности.

Психопаты отличаются от обычных людей и на физиологическом уровне. Боб Харе провел интересный эксперимент в канадской тюрьме. Он давал подопытным электрический шок (тогда это еще было можно), подсоединив их к приборам, измеряющим уровень стресса. Так вот оказалось, что психопаты совершенно не напрягались по поводу болезненного шока, даже когда этот эксперимент проводили повторно, и они точно знали, чего ждать. Не потели, у них не учащалось сердцебиение. Кстати, Боб просит этот опыт в домашних условиях тоже не проводить.

В журнале «Наука», куда он отослал отчет об эксперименте, не поверили, что предоставленные им ЭЭГ головного мозга принадлежали живым людям, пишет английский журналист Джон Ронсон в книге «Тест на психопата». Дело в том, что амигдала, часть головного мозга и лимбической системы, участвующая в формировании эмоций, у психопатов практически бездействовала. Главное физиологическое отличие психопата от нормального человека – отсутствие страха и тревожности. Они не думают о последствиях, потому что они их не боятся.

Поэтому в западном мире психопата легче всего найти в тюрьме. В Великобритании их там 20%, причем среди тех, кто совершил особо тяжкие преступления – 50%, пишет Кевин Даттон в книге «Мудрость психопатов». Исправительные работы на них не действуют, их уровень рецидивизма, по сравнению с обычными преступниками, стратосферный.

При этом 85% популяции тюрем обладают так называемым антисоциальным расстройством личности. Это вроде как «психопат лайт» – тип, который тоже думает только о себе, но какие-то эмоции у него все-таки имеются. (У всех психопатов имеется антисоциальное расстройство личности).

Вот, казалось бы, если психопатов можно вычислить – по ЭЭГ, по тесту – то почему бы не проверять всех и не сажать психопатов в тюрьму после достижения ими 18-летнего возраста?

Проблема в том, что среди выдающихся людей – президентов, телезвезд, руководителей крупных предприятий, хирургов, солдат спецназа, юристов – тоже много людей с психопатическими чертами личности. И, если они преступлений не совершают, то от них обществу может быть огромная польза. Даттон обнаружил, что больше всего люди с высоким уровнем психопатии любят заниматься бизнесом. Немало их и в политике и … на телевидении. А вот среди воспитателей детских садов, медсестер, терапевтов, народных умельцев и работниц салонов красоты людей с неактивной амигдалой практически нет.

И, как убеждает автор, чтобы достичь успеха в некоторых профессиях черты характера, присущие психопатам, – огромное подспорье. Например, тот же хирург. Если человек будет испытывать сострадание по отношению к больному, переживать, думать о всевозможных последствиях каждого движения скальпелем, то успешную операцию провести сложно. А психопат – чик-чик и готово. А про солдат спецназа и говорить нечего.

Тем не менее, в США к вопросу выявления психопатов относятся со знанием дела. Журнал для кадровиков настоятельно рекомендует своим читателям проштудировать книгу «Змеи в костюмах: Когда психопаты выходят на работу» Пола Бабяка и того же Харе. В ней детально описывается, как отсеять кандидата, готового поддать риску всю финансовую систему мира, ради денег на новую яхту. Поскольку именно это и произошло, можно предположить, что кадровики книгу читали невнимательно.

О том, почему одни психопаты становятся маньяками-убийцами, а другие – космонавтами, ученые все еще спорят. Одна из версий заключается в том, что маньяки-убийцы – психопаты с тяжелым детством. По другой – «успешные психопаты», в отличие от воров-рецидивистов, обладают врожденной внутренней дисциплиной, а также находятся в среде, которая требует определенных правил поведения. Все психопаты знают, что они отличаются от обычных людей (все – слабаки, а у них – нервы из стали!), но вынуждены мимикрировать – из соображений приличия выдавливать слезу на похоронах и удерживать свой порыв слямзить сумочку у рассеянной вдовы. Если общество имеет нравственные каноны и справедливые законы, то психопаты большой урон ему не наносят.

Система дает сбой, когда на психопатов нет управы, они сосредотачиваются на самом верху и начинают диктовать обществу свои ценности. Тогда воровство и паразитический способ жизни считаются не постыдным явлением, а предметом гордости. Тогда умение признать свои ошибки и извиниться рассматриваются не как сила духа, а как слабость характера. Тогда виноватыми автоматически становятся жертвы, потому что они сами дали себя развести или просто потому, что оказались не в том месте в неподходящее время. Тогда абсолютно аморальные действия одного государства по отношению к другому называются «геополитическими интересами». Люди могут и не быть психопатами сами, но в деформированном обществе они будут принимать и разделять эти ценности.

Что же теперь делать, если, прочитав эту колонку, вы вдруг осознали, что ваш начальник или коллега – психопат?

Одним из способов защиты может быть формализация отношений. Електронная почта, а не пьяные откровения, ведь все, что вы скажете, будет использовано против вас, обещания забыты, разговор перекручен, а ваше рацпредложения в случае успеха станет одним из его достижений.

И не стоит тратить свое время и силы на личные услуги и налаживание отношений. Все, что вы для него сделали сверх своих основных обязанностей, будет рассматриваться как его достижение – он же вас нагнул или простимулировал. А если ему выгодно в какой-то момент вас кинуть, он это сделает вне зависимости от ваших прежних достижений. Одним словом, не рассчитывай на благодарность и личную преданность. Если же от психопата что-то надо, то давить на эмоции, совесть и даже запугивать – бесполезно. Единственное, что действует, – убедить, что он тоже в результате получит личную выгоду.

Муж или жена – психопат? Бегите со всех ног. Он или она могут быть умными, красивыми и богатыми, но нет никакой гарантии, что супруг или супруга не бросит и не предаст вас в самый тяжелый момент. И самое основное – если вы пролили море слез, столкнувшись с психопатом, не судите по нему или ней обо всех мужчинах или женщинах. У абсолютного большинства из них есть доброта, совесть и чувство ответственности.”

Все статьи