Последние новости
22 января 2025
21 января 2025

Китай начинает отворачиваться от РФ

no image

В конце сентября за закрытыми дверями в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке китайская делегация МИД провела встречу с министром иностранных дел Украины Павлом Климкиным и сообщила ему хорошие новости

Оказывается, Пекин готов голосовать в пользу того, чтобы Украина заняла место в Совете Безопасности ООН. Это заявление было сделано представителями Китая, несмотря на активную кампанию по противодействию со стороны России, которая приложила немало усилий для того, чтобы сдержать амбиции Киева. Об этом сообщают дипломаты ООН, ссылаясь на свои источники, присутствовавшие на заседании, пишет издание Foreign Policy.

Этот шаг ознаменовал дипломатическое поражение России, которая стремилась заручиться поддержкой Китая в Организации Объединенных Наций с целью геополитической и идеологической борьбы с Западом. Это означает, что ближайший и при том наиболее ценный союзник России в ООН готов преследовать свои собственные интересы, даже вопреки желаниям Москвы.

Китай и Россия официально считают друг друга стратегическими партнерами и стремятся совместными усилиями, насколько это возможно, тормозить реализацию американской стратегии на международной арене. Однако дипломатическая цена, которую Китай платит за поддержание этого партнерства, в последнее время значительно возросла — с тех самых пор, как действия Москвы начали угрожать торговым партнерам Пекина на Ближнем Востоке и Украине.

После аннексии Крыма Китай расширил свои коммерческие связи с Киевом и, согласно данным Financial Times, даже обогнал по определенному направлению Соединенные Штаты, став крупнейшим импортером украинской кукурузы. В конце концов, Украина получила в ООН респектабельный результат — 177 из 193 голосов от Генассамблеи ООН в удовлетворение своей заявки в Совбезе ООН. В то же время, в отличие от крупных держав, таких как Россия и США, Киев не будет иметь право накладывать вето на резолюцию Совета Безопасности.

Высокопоставленный дипломат в Совете Безопасности ООН заявил, что, хотя Пекин и Москва по-прежнему сотрудничают по широкому кругу вопросов от Ирана до Северной Кореи, все же этот альянс слабеет, поскольку, по словам источника, у этой пары обнаруживается все больше «расхождений» по целому ряду вопросов, начиная от Южного Судана и закачивая Украиной и Сирией, где Пекин выступает за более интенсивную дипломатическую операцию, направленную на прекращение боевых действий между режимом Башара Асада и его оппонентами.

«Не в интересах Китая, чтобы Россия аннексировала Крым, а также оказывала ​​военную поддержку Ирану и Асаду, — сказал дипломат. — Что-то, безусловно, назревает — то, что разделяет Китай и Россию».

Как указывает дипломат, нельзя в ближайшее время ожидать резкого отката Пекина в открытую оппозицию к Кремлю, однако Китай принял во внимание рекомендации США и их западных союзников по поводу того, чтобы Поднебесная дистанцировалась от России в целях противодействия агрессивным тенденциям президента РФ Владимира Путина. Рассчитывая ослабить союз Пекина с Москвой, Вашингтон и его партнеры надеются, что они смогут усилить давление на Россию с тем, чтобы обуздать ее военные интервенции в Сирии и Украине.

Российско-китайский союз в Совете Безопасности давно является ключевым фактором, который выступает препятствием для амбиций Вашингтона в его попытках решать важнейшие вопросы международной безопасности через ООН.

Так, Пекин и Москва ветировали четыре резолюции, которые могли бы принудить Асада уйти от власти и запустить расследование тех зверств, которые творятся в Сирии на протяжении последних 4,5 лет. Когда Китаю была необходима поддержка в том, чтобы заблокировать обсуждение нарушений прав человека в Северной Кореев ООН, Россия также пришла на помощь своему восточному соседу.

Во время президентства Буша Китай и Россия объединяли усилия для блокирования американских инициатив по осуждению нарушений прав человека в Бирме в 2007 году и Зимбабве в 2008 году. Пекин и Москва в течение многих лет вели совместную работу по ограничению санкционного давления со стороны ООН против Ирана, а также недопущению противодействия со стороны Совбеза нарушителям прав человека по всему миру. В декабре 2014 года, например, Китай и Россия проигнорировали заседание членов Совета Безопасности по ситуации в Дарфуре. Мероприятие было организовано постпредом США в ООН Самантой Пауэр. Они также бойкотировали организованную Литвой встречу по вопросам прав человека и свободы прессы в Украине.

Тем не менее, появились явные признаки деформации в отношениях между Кремлем и Поднебесной. Когда Россия начала свои авиаудары в Сирии в конце сентября, Китай сделал сдержанное заявление.

«Мы учли, что соответствующие военные действия, как выразилась российская сторона, ведутся по просьбе сирийского правительства с целью борьбы с террористической и экстремистской силой внутри Сирии», — говорилось в заявлении китайского министерства иностранных дел.

Ранее в этом месяце Китай поддержал в Собесе ООН Запад и проголосовал за укрепление санкций против воюющих сторон в Южном Судане, а также за организацию трибунала по делам о военных преступлениях в этой стране. Россия, в отличие от Пекина, воздержалась, выразив мнение, что санкции якобы лишь усугубят конфликт.

При этом Москва оказалась единственной страной, которая наложила вето на две разные резолюции Совбезе, оказавшись со своей позицией в полном одиночестве против остальных членов данного органа. Одна из резолюций касалась организации трибунала, призванного установить виновников гибели самолета MH17 «Малайзийских авиалиний», сбитого российскими сепаратистами на востоке Украины.

Другая резолюция, заблокированная РФ, объявляла «геноцидом» массовое убийство тысяч боснийских мусульман в Сребренице сербскими солдатами. Россия, которая имеет крепкие исторические связи с Сербией, посчитала несправедливым обвинить боснийских сербов за преступления, совершенные в ходе югославской резни.

Между тем, Китай воздержался в обоих случаях.

Даже в тех сферах, где Пекин и Москва традиционно выступают как союзники, их мотивы в достижении той или иной цели оказывались различными. Когда Европа пыталась продавить через Совет Безопасности резолюцию, разрешающую применение силы в Средиземном море, Пекин и Москва объединились для остановки этих дипломатических усилий, однако сделали это по разным причинам: Москва была обеспокоена тем, что резолюция предусматривала слишком радикальный мандат на применение силы, в то время как Пекин опасался проблем для китайской торговли, поскольку резолюция предоставляла западным службам право подниматься на борт кораблей и даже захватывать суда в открытом море.

«Было немало случаев, когда Пекин обозначал глубокий водораздел между собой и Москвой», — сказал Ричард Гован, старший научный сотрудник Европейского совета по международным отношениям.

По его словам, пока неясно, ограничено ли расхождение между Китаем и Москвой периферийными вопросами или можно говорить о серьезном стратегическом сдвиге. Так или иначе, он не «думает, что Пекин в ближайшее время собирается отвернуться от России».

Россияне и китайцы, добавил он, стоят плечом против Запада по ряду вопросов, включая Иран, в отношении которого США пригрозили вернуть санкции в случае, если Тегеран попытается нарушить заключенную им ядерную сделку.

Россия, которая стала предметом западных санкций с момента аннексии Крыма, стремилась поддерживать свои связи с Китаем. Путин пытался установить тесный контакт с его китайским коллегой Си Цзиньпином, с которым они провели более десяти встреч. Ранее в этом году Си посетил празднование окончания Второй мировой войны в Москве, в то время как остальные крупные западные державы проигнорировали путинский парад 9 мая. В июле 2013 года Китай и Россия провели свои совместные военно-морские учения — самые крупные из всех, что когда-либо проходили в Японском море. В мае они также провели свои первые совместные военно-морские учения в Средиземном море, где отрабатывались в том числе противопожарные действия.

Постпред РФ Виталий Чуркин сказал тогда о том, как прекрасно иметь столь сильного союзника.

«У нас с Китаем стратегическое партнерство, в том числе здесь, в Совете Безопасности. Мы стараемся голосовать по возможности согласованно — не всегда одинаково, но мы стараемся», — заявил он в интервью Newsweek.

В то же время это не всегда удается сделать, сказал другой дипломат в Совбезе, поскольку, по его словам, Россия и Китай имеют «брак по расчету».

«Там, где китайцы и россияне сходятся, например, в плане отношения к правам человека, там они действуют совместно, однако их интересы не всегда сходятся, поэтому они не будут автоматически голосовать одинаковым образом», — отметил источник.

В действительности дипломатическую стратегию Китая в ООН трудно расшифровать. В своих публичных заявлениях китайские дипломаты редко отклоняются от общих прокламаций о необходимости соблюдения государственного суверенитета и урегулирования конфликтов путем диалога. Порой кажется, что Китай лишь следует за инициативой России, проводящей свою дипломатию с гораздо большим бахвальством и опорой на готовность использовать силу для достижения своих целей.

В то же время, как утверждают неназванные чиновники, в реальности Россия играет роль «второй скрипки» в дуэте с Китаем, который, несмотря на экономический спад, все еще может похвастаться второй по величине экономикой в ​​мире, и который применяет свою мягкую силу с гораздо большим эффектом, чем это может сделать Путин, отправляющий российские истребители и вертолеты в Сирию.

Во время своего первого визита в ООН в качестве лидера Китая Си пообещал передать $2 млрд. помощи на развитие беднейших стран мира, а также пообещал перечислить $100 млн. Африканскому союзу в течение следующих пяти лет для создания африканских резервных сил и укрепления африканской Программы быстрого реагирования на разворачивающиеся кризисы. Он также пообещал подготовить 8000 голубых касок, способных к быстрому развертыванию в рамках миротворческих миссий ООН.

Российско-китайские отношения «не так просты, как это пытаются представить себе наблюдатели», сказал Филипп Ле Корр, эксперт по внешней политике Китая в Центре Института Брукингса по США и Европе. По его мнению, их отношения выглядят куда более дружескими по сравнению с отношениями, которые они выстраивают с Западом, и «это действительно вызывает тревогу», отметил аналитик. Однако если Путин, по его словам, отчаянно нуждается в друзьях и стремится установить более тесные отношения с Китаем, то Поднебесная со своей стороны старается не связывать себя обязательствами перед Кремлем из-за военных действий России в Украине и Сирии.

«Они играют в некую игру. Одной стороны, выступают вместе с РФ единым фронтом против Запада, с другой — проявляют несогласие с Москвой по многим аспектам, — сказал он. — Экономика России страдает, и Китай не хочет оказаться в изоляции от Запада, желая оставаться глобальным игроком».

По материалам: vlasti


Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи