Если Путин хочет захватить Восток и Юг Украины, ему придется действовать быстро, пишет в Foreign Policy российский военный обозреватель Павел Фельгенгауэр.
В речи перед подписанием соглашения о присоединении Крыма президент Путин сказал: “Мы не хотим раздела Украины”. Но проблема в том, что Крымский полуостров – новый регион России – сильно зависим от “материковой” Украины, отмечает эксперт. Изолированный Крым под контролем России, противостоящий враждебному украинскому “материку”, – это вряд ли похоже на сценарий, который воображал себе Путин.
Москва заявила, что не признает никакое киевское правительство и никакие результаты общенациональных выборов на Украине, пока не будет принята новая конституция. Глава МИДа Лавров уточнил, что новая конституция должна сделать Украину федеративным государством. Это превратит русскоязычные области в “фактический протекторат России”, пишет Фельгенгауэр. Контроль над ними позволит Москве протянуть коридор в Приднестровье. В итоге части “федеративной Украины”, возможно, присоединятся к РФ.
Насколько боеспособна украинская армия? Автор упоминает о хаосе и дезорганизации, которые препятствуют мобилизации и набору добровольцев, но считает, что боеспособность начинает повышаться. Есть крупные арсеналы советских времен и запасы боеприпасов. При наличии времени и сил часть тяжелых вооружений можно вернуть в строй.
По мнению командующего силами НАТО в Европе генерала Бридлава, российские силы сконцентрированы для возможного наступления на украинской границе. Минобороны РФ отрицает, что собирается вторгаться на Украину. “Вероятно, Кремль пока не отдал окончательного приказа, который санкционировал бы реальное вторжение”, – делает заключение Фельгенгауэр.
По мнению обозревателя, если Путин решит направить войска на Украину, времени у него в обрез. Весна ранняя, земля скоро просохнет, а это значит, что тяжелая техника вскоре сможет двигаться по полям на юге Украины. Ключевой датой автор называет 1 апреля, когда в России начинается весенний призыв в армию и, соответственно, демобилизация старослужащих. Правда, их можно оставить на службе, но максимум на один-два месяца: иначе возникнет недовольство. После их демобилизации обычные войска России восстановят боеготовность только к августу-сентябрю. За это время украинцы успеют собраться с силами.
Президентские выборы на Украине 25 мая могут укрепить легитимность киевского режима, ненавистного Кремлю. Военный эксперт заключает: “Возможно, Кремлю будет трудно удержаться от соблазна атаковать Украину и “освободить” Юг и Восток, пока Россия находится в боеготовности, украинская армия слаба, а режим в Киеве нестабилен”. Риск новых западных санкций покажется пустяком, если впереди маячит крупная геостратегическая победа.
“Окно возможностей” для вторжения возникнет в первые недели апреля и закроется примерно в середине мая, прогнозирует Фельгенгауэр.
“За долгие годы правления Путин показал себя как проницательный и осторожный игрок, но во время украинского кризиса он действовал опрометчиво. Пока его дерзость оправдывается. Но, увы, именно это обстоятельство может спровоцировать новые дерзкие шаги”.