Едва ли возможна победа в войне, когда не знаешь, за что воюешь, чего хочешь и ради какой мечты.
Об этом пишет Владислав Троицкий. В Украине в течение 23 лет гуманитарной политикой либо никто не занимался, либо «кто угодно» от России до Европы. У нас нет своего направления. И пока мы не сформируем вектор нашего движения и отношений с миром, наше будущее, судьбу нашу будут решать сильные мира сего.
Едва ли возможна победа в войне (а сражаться нам приходится с трехголовым Змеем Горынычем: одна зовется «Путин», вторая – «Коррупция», а третья – «Инфантилизм»), когда не знаешь, за что сражаешься. Чего хочешь. Ради какой мечты. Мечты не абстрактной вроде «мы хотим в Европу», потому что тогда нужно понять, что для нас Европа. Нашим партнерам – и Америке, и Европе – не хватает внятного диалога. И пока его нет, мы – иждивенцы без чувства собственного достоинства.
Тот воздух свободы, которым мы сейчас дышим, все завоевания Майдана, уже явленные и осознанные, и те, что еще последуют, воплотятся в свое время – не благодаря государству, а вопреки ему. Через полгода после Майдана ни одна из политических сил не сформировала базы, не сформулировала идеи, не призвала, мол, вот путь, пойдемте по нему вместе. Отложили до завтра. До того «завтра», за которым большое никогда. А «вчера» не дремлет.
Пусть даже не пустили коммунистов в парламент, инфантильное постсоветское сознание насквозь пронизывает восток Украины, равно как и все наши государственные институции, давно превратившиеся в музеи, в худшем смысле этого слова, в воспоминания о том, что должно было бы быть, в ржавые механизмы, где все начальники – уходящие и приходящие – на одно лицо, нелицо безликого гоголевского чиновника. Начни ты там делать что-нибудь, что-то живое и новое, тебя обвинят, и получишь отдельно взятую ДНР и ЛНР в отдельно взятом театре, больнице, милицейском отделении.
Нашей стране катастрофически не хватает примеров больших и успешных созидательных проектов, не только локальных украинских, но и европейского и мирового масштаба. Да, есть Денис Матвиенко со своим потрясающим проектом «Гэтсби», Форум издателей, кинофестиваль «Молодость». Но вопрос заключается не в финансировании, а в важности, в степени приоритета. Пока такие проекты будут оставаться на периферии внимания (главное – экономика), а внутренней мотивацией останется зарабатывание денег без вопроса «ради чего я их зарабатываю», мобилизационный эффект будет очень вялым.
Необходимы частные коллаборационные проекты, реальные и чистые площадки, «не запачканные» вчерашним днем и институциями прошлого, своеобразная кузница кадров не только государственного сектора. Education Production Presentation (Образование,Создание, Презентация) – цепочка, разобранная сейчас, должна вносить в мировой контекст продукт, сопровождая его пиаром и коммуникациями с международным медийным сообществом, не забывая и о государственных составляющих, показывающих нашим зарубежным партнерам степень заинтересованности государства. При этом очень важна роль МИД за рубежом, позволяющего нашим посольствам стать своего рода коммуникативными каналами.
Начать с кодирования будущего. Визионерства. Яркая картина – героическая семилетняя история Гогольфеста, которыйсоздавался каждый раз своими силами, вопреки всему, без средств, без условий, без государственной поддержки, но на вере, на невозможном последнем надрыве – «мне это нужно, ибо это моя жизнь». И девиз прошлогоднего Гогольфеста сентября 2013-го «Ни Бог, ни царь и не герой», и Майдан через три месяца с полным сознанием строк Интернационала. Пророчески? Да. Чудом? Нет. Сами.