Последние новости
5 ноября 2024
4 ноября 2024

Последняя попытка Кремля

19 марта 2017, 22:37
no image

Законопроект, упрощающий получение российского гражданства, - очередной и последний всхлип умирающей в тяжелых муках империи.

Комитет Государственной думы РФ по делам национальностей одобрил законопроект, упрощающий получение российского гражданства для носителей русского языка. Документ предполагает внесение поправок в законы “О гражданстве Российской Федерации” и “О правовом положении иностранных граждан в РФ”. В пояснительной записке к нему отмечается, что он разработан в соответствии с поручением президента Владимира Путина. Законодатели предложили отнести под категорию “носителей русского языка” граждан, родившихся на территории бывшей Российской империи или СССР, а также тех, “кто имеет родственников по прямой восходящей линии, родившихся в России”.

grazhdanstvo Економічні новини

Начало 1990-х годов было периодом не только физического исчезновения Советской империи, но и появлением двух идеологических терминов – “русскоязычное население”, его приписывают тогдашнему министру иностранных дел РФ Андрею Козыреву, и “лица кавказской национальности” – авторство отдают мэру Москвы того времени Юрию Лужкову. Оба термина стали определяющими для политики Кремля на ближайшие десятилетия: “русскоязычными” пугают до сих пор, “лица кавказской национальности” вполне официально “посадили на счетчик” Кремль и, кроме других северокавказских дотационных республик, получают весьма приличные деньги на содержание марионеточных властей Чечни.

Еще один повод для беспокойства начала 1990-х годов – 20 миллионов русских, оказавшихся за пределами Российской Федерации. Собственно, именно эта цифра и определяла политику Кремля в отношении соседей, как будто и казахи, и украинцы добровольно приглашали этих людей поселиться на своей территории, а теперь не знают, что с ними делать. На самом деле российские чиновники, произносившие примерную цифру “20 миллионов”, намекали властям бывших советских республик, что эти миллионы – ничто иное как “пятая колонна”, и если вы не будете любить Кремль, как и прежде, то они вам покажут “кузькину мать”.

Для Кремля времен Бориса Ельцина было важно удержать постсоветские страны любой ценой – кого-то шантажировали внезапной активизацией “сепаратистов”, кого-то – “защитой русского населения”. Одной из самых удачных операций были события февраля 1990 года, когда СССР еще существовал, но в Таджикистане появились сообщества людей, которые хотели избавления от коммунистической идеологии. 11 февраля 1990 года люди вышли на площадь перед зданием ЦК Компартии Таджикистана требовать отставки руководства республики. В ответ раздались выстрелы снайперов спецподразделения КГБ “Альфа”, затем объявили военное положение и ввели войска для защиты “русскоязычного населения”.

Еще долго те, кто был “защищен” в Душанбе, давали интервью российским газетам, захлебываясь в показаниях о “потоках русской крови на улицах города”. Вранье некому было опровергать, часть митингующих расстреляли, часть – арестовали. В начале 1992 года Кремль инициировал гражданскую войну в Таджикистане, опять для защиты “русскоязычного населения”. Но тех, кого защищали, бежали из Таджикистана, отправляя на историческую родину контейнеры с мебелью, техникой, хрусталем и коврами. Русскоязычное население сократилось на 300-400 тысяч, включая не только этнических русских, но и корейцев, и осетин, армян и грузин, украинцев и белорусов. Кремль хотел, как всегда, восстановить мир войной, а оказалось, как всегда, наоборот.

“Русскоязычные”, среди которых были и этнические “русские”, и забывшие родные языки таджики, казахи, кыргызы, узбеки бежали из родных мест в Россию, которая встретила их радушно – матом и оскорблениями – “понаехали чурки”. Контейнеры поджигали, под “лиц кавказской национальности” теперь подходили все “нерусские”, хотя голубоглазые и светловолосые памирцы, к примеру, могли бы поспорить, кто более “чернож*ый”. Но в России в первые годы после СССР был кризис – и экономический, и моральный. Постепенно экономикой занялся криминал, а мораль так и осталась имперской – “русскоязычные” были хороши там, куда их в XIX веке посылала Российская империя для защиты рубежей, а вернувшись на историческую родину, они никому были не нужны.

Со временем из оставшихся “русскоязычных” с подачи Кремля были созданы многочисленные организации для защиты их прав. На самом деле России было выгодно, чтобы там, на обломках империи находилась “пятая колонна” – ими манипулировали, их финансово поддерживали, финансировали русскоязычную прессу, которая превратилась в рупор пропаганды кремлевской политики на постсоветском пространстве. Часть из них в действительности думает, что Россия – спаситель мира, но есть и потерявшие веру в историческую родину. Как бы неприятно было идеологам “русского мира”, но в Казахстане, например, есть телевизионные ведущие программ на казахском языке вполне себе этнические русские или внешне “русскоязычные” – украинцы, белорусы или немцы.

Тем не менее, Кремль в очередной раз решил поиграть в “национальные чувства”. Кто хотел, уже давно получил “краснорожую книжицу” – за 26 лет было огромное количество разных возможностей и программ, когда любыми способами зазывали остатки “русскоязычных”. Сейчас ситуация более-менее стабилизировалась: кто хотел, тот давно переехал, а кто по каким-либо причинам не хочет уезжать, их ничем не выманишь, тем более сейчас, когда историческая родина выглядит, мягко говоря, изгоем, да и с экономикой дела совсем плохие. За последние годы во многих постсоветских странах правительства создали программы адаптации или условия, при которых знать языки коренного населения выгоднее, чем бежать неизвестно куда, жить непонятно где.

Конечно, появилось несколько поводов для того, чтобы директор Института стран СНГ Константин Затулин, бывший прокурор Крыма Наталья Поклонская и бывший атаман Всевеликого войска Донского Владимир Водолацкий проявили себя в качестве инициаторов нового законопроекта. Во-первых, они не понимают судьбу Крыма в ближайшие годы – сможет Путин удержать или нет. Во-вторых, заменить работящих гастарбайтеров из Таджикистана или Кыргызстана русскоязычными вряд ли возможно: те и на окраинах империи жили в привилегированных условиях – с гарантированной работой и квотами. Оккупантов ни во времена “кровавого царского режима”, ни во времена строительства “светлого будущего” не притесняли и не гнали, они жили обычной жизнью колонизаторов, когда не нужно знать языки колонизированных народов.

Долгое время население России грело себя мифами и сказками о том, что именно они дали возможность “нормально” жить таджикам и узбекам, белорусам и украинцам, построили там заводы и фабрики, дороги и мосты. Это обычное оправдание неумных колонизаторов, которые забывают о массовых убийствах во время захватов территорий, об ассимиляции и уничтожении культур коренных народов. Ворованное надо возвращать, а это очень болезненный процесс, особенно после активной пропаганды о том, что все навечно и навсегда.

Скорее всего, это последняя попытка России напомнить о себе и, превозмогая брезгливость, уговорить остатки “русскоязычных” пополнить ряды путинцев.  Оказалось, что законопроект был подан еще в середине декабря прошлого года, в ответ на просьбу Путина десятилетней давности. Причем, за эти несколько месяцев от авторства законопроекта из одиннадцати человек отказались двое.

Обычно документ о гражданстве получают после сдачи экзаменов на знание законов, гимна и языка. Российское гражданство можно получить только при наличии языка, все остальное – необязательно. Гражданство США получают на торжественной церемонии, гражданство России – при почтовом уведомлении. Новый гражданин США получает вместе с паспортом гарантии соблюдения его прав и свобод. Новый российский гражданин имеет право поехать на очередную войну и погибнуть, неизвестно за что.

Как и с программой “магаданский квадратный километр”, на которую откликнулись лишь несколько десятков человек, так и с новой законодательной инициативой, скорее всего, будет очередной пшик. Когда-то в середине 1990-х годов мне начали писать бывшие сограждане из Таджикистана, которые уехали на историческую родину, поддавшись обещаниям хорошей жизни. “Ты представляешь, – писали они, – нас здесь за русских не считают, говорят, что мы “чурки”, издеваются над нашими детьми, сжигают наши дома”. Несчастные дети империй вынуждены были страдать за своих безумных предков, которые захватывали новые земли, но не думали о последствиях. Новый законопроект – всего лишь очередной и надеюсь последний всхлип умирающей в тяжелых муках империи.

Олег Панфилов

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи