России пока не удалось сделать «Новороссию» тем рычагом, который помешает движению Украины на Запад. Поэтому затишье на востоке продлится недолго.
Такое мнение выразил профессор политологии в Калифорнийском университете (Беркли) Эдвард Уокер.
Вторые Минские соглашения, подписанные в прошлом месяце, должны были положить конец боям и стать основой для политического урегулирования ситуации на Востоке Украины. Среди условий было прекращение огня, отвод тяжелых вооружений, а также ряд других мер.
Относительного перемирия действительно удалось добиться (как это было и после первых Минских соглашений), но кое-где бои все еще продолжаются – артиллерия гремит к северу и северо-западу от Луганска, к западу от Донецка и к востоку от Мариуполя. Также есть доказательства, что Россия продолжает направлять в Донбасс наемников и снабжать боевиков оружием. Украина заявляет (и западная разведка подтверждает это), что в зоне конфликта по-прежнему остаются российские регулярные войска.
В конце концов, в последнее время появились тревожащие заявления о скоплении российских войск вдоль границы с Украиной, в особенности в Белгороде, который находится всего в часе езды от Харькова.
И все же я полагаю, что шанс на установление полноценного перемирия еще есть. К сожалению, это произойдет не раньше, чем сепаратисты добьются некоторых тактических преимуществ – захватят Широкино и вытеснят украинских солдат из Песков и других городов поблизости от Донецка.
Есть шанс и на отвод тяжелых вооружений от линии разграничения – хотя наблюдатели от ОБСЕ вряд ли смогут это подтвердить.
При условии установления стабильного перемирия и отвода артиллерии появится шанс на заморозку конфликта на востоке Украины – это, как мне кажется, лучшее, на что мы можем рассчитывать в нынешней ситуации. Чтобы заморозить конфликт, потребуется заключить еще один договор – об отводе всех сил от линии разграничения, а также об установлении буферной зоны, которую будут патрулировать миротворцы. В нынешней ситуации, к сожалению, в состав миротворческой миссии наверняка придется включить и российский контингент.
Тем не менее, шанс на внедрение остальных пунктов Минских соглашений крайне мал – об этом следует помнить, когда вы слышите заявления западных политиков о снятии санкций с РФ после полного выполнения Минских соглашений. Полного выполнения договоренностей не будет – скорее уж россияне добровольно уйдут из Крыма.
Таким образом, наиболее вероятный исход – нестабильное перемирие, которое продлится несколько месяцев, сопровождаясь локальными боями, но без перехода в серьезные столкновения.
Причина, по которой я не надеюсь на стабильный замороженный конфликт заключается в том, что условия Минска-2 не позволяют РФ добиться ее стратегической цели – сделать «Новороссию» рычагом, способным помешать движению Украины на Запад. Более того, в случае замораживания конфликта часть тягот восстановления разрушенной экономики региона ляжет на Москву.
Поэтому стабильный замороженный конфликт – с сопутствующим разграничением сил, наблюдением ОБСЕ и, возможно, даже с буферной зоной, патрулируемой миротворцами – маловероятен. Скорее всего, вскоре перемирие сорвется окончательно. Есть также риск открытого появления российских войск в зоне конфликта.
Если Кремль решится на это, или же перемирие рухнет, и сепаратисты начнут наступление на Мариуполь, я полагаю, Запад решится на предоставление Киеву летального вооружения. Результатом станет открытое противостояние между НАТО и РФ. Кроме того, такое решение может посеять раздор между союзниками, если действия Вашингтона окажутся радикальными на взгляд Германии и Франции.
Следует помнить: если начнется гибридная война между США и Россией, это будет война ядерных сверхдержав, ни одна из которых не захочет проигрывать. Если кто-нибудь готов объяснить, как это может закончиться счастливо, особенно для Украины, с удовольствием послушаю ваши версии.