Не стоит сразу соглашаться с самыми распространенными объяснениями того, зачем Путину сирийская кампания - чтобы сохранить сферу влияния, отвлечь внимание от Украины или сохранить власть Асаду.
Эти утверждения – последние в числе заблуждений, которые уже долго время загрязняют европейское мышление и попытки анализа. Европейский же анализ поведения Путина в Сирии не то чтобы неверен, но упускает множество деталей. Об этом пишет российский политолог, научный сотрудник Института Брукгинса, США, а также ассоциированный исследователь британского Королевского института международных отношений “Chatham House” Лилия Шевцова в своей статье для Financial Times, пишет ЛИГА.
По словам эксперта, чтобы понять, что на самом деле делает Путин в Сирии, нужно попытаться увидеть Россию глазами институтов российской власти и тех, кто возглавляет данные институции. А эти люди понимают, что есть две вещи, которые угрожают их власти.
“Во-первых, есть русская элита, класс рантье, чьи состояния на самом деле ничтожны, если их нельзя потратить на Западе. Их долгосрочная цель – персональная интеграция с Западом. Во-вторых, есть народ, которому потребительское спокойствие куда больше нравится, чем статус солдата на войне цивилизаций. И интересы рода тоже часто конфликтуют с интересами власть предержащих. А репрессивный аппарат не так уж охотно станет защищать интересы режима, потому что печется о своих активах”, – пишет Шевцова.
Политолог убеждена, что сирийская кампания – это попытка сбалансировать путинскую власть крепкой Россией с одной стороны и неким предложением к Западу о сотрудничестве – с другой. Только теперь он предлагает Западу не вторую Ялтинскую конференцию с дележом трофеев, а некие сомнительные отношения, которые позволят каждой из сторон трактовать международное право как вздумается и стирать различия между войной и миром, такой уютный релятивизм.
“С одной стороны, Путин стремится сохранить военно-патриотическую легитимность власти. С другой, он пытается вернуться в качестве члена “большого мирового Концерта”. Наша власть уговаривает Запад принять ее в “концерт” сообразно своим понятиям- через битье стекол и шантаж. Но растягивать шпагат бесконечно опасно-связки разорвутся. Путинская система больше не может жить в мирном времени. Но у нее нет и ресурсов для военной конфронтации с Западом. Россия застряла. И сбросив страну в военное время, Кремль возвращает ее на уже пройденный в 1991 году путь. Но в более драматических обстоятельствах. То, что сейчас делает Кремль, лишь ускоряет движение к обрыву. Словом, история с распадом СССР не закончилась – история взяла паузу”, – пишет Шевцова.