У РФ есть лишь два варианта выбора: демократизоваться или развалиться. Такое мнение выразил писатель Игорь Гарин.
Я не собираюсь делать прогнозы или выписывать рецепты. Просто весь мой жизненный опыт, всё мое знание, все мои наблюдения свидетельствуют о том, что в многовариантном мире для страны есть два магистральных пути со множеством вариаций:
— позитивный, прогрессивный, либерально-демократический, европейско-американский;
— негативный, регрессивный, авторитарно-тоталитарный, совково-лагерный, российско-северокорейский.
Весь мир так или иначе, в разных вариациях отражает эти две исторические магистрали со взаимоисключающими результатами: благосостоянием основной массы населения в первом случае, и тремя картофелинами голодным (основной массе населения) ко дню рождения «великого вождя» — во втором. Демократический мир за всю свою историю не проиграл ни одной схватки, мир авторитарно-тоталитарный или совково-лагерный терпит одно поражение за другим. Так что неудивительно, что по второму пути сегодня продолжает идти лишь жалкая горстка стран-изгоев типа России, Северной Кореи, Бирмы, Ирана, Сирии или Центральной Африки.
Увы, Россия почти всегда шла по негативному второму пути, завидуя и обличая позитивный первый. Результаты налицо, но, увы, в стране достаточно много прохановых, кургинянов, добродеевых, дугиных, шевченко, киселевых, михалковых и иже с ними, которым нравится зловещая путинская Россия. Между тем, экспертной среде давно ясно: пока Россия не станет на общемировой путь свободы и демократии, европейских ценностей и высоких социально-политических стандартов, никакие «вертикали» ей не помогут и никакие природные богатства не спасут.
Россия живет в окопах, а в окопах невозможна ни демократия, ни нормальная жизнь. Жить в окопах — это пребывать в страхе, у которого глаза велики. Власть в России традиционно основана на эксплуатации народных страхов и народной нищеты в интересах укрепления номенклатуры. Именно власть загнала страну в окопы, дабы облегчить задачу гнуть народ в бараний рог. Всё это предпосылки слабости, а не силы. Всё это не просто удерживает страну в прошлом, но разрушает ее будущее. На протяжении веков российская власть устраивала к лучшему не будущее, а постыдное прошлое. Прошлого становилось всё больше, будущего всё меньше. Но если нет правдивого прошлого, то не будет и достойного будущего. Страна, которая гордится прошлыми преступлениями, не имеет будущего, потому что если сложить темное прошлое с неопределенным будущим, то получится беспросветное настоящее.
Можно сказать, что Россия не оправдала надежд западных оптимистов, превратившись из «империи зла» или «геопатогенной зоны» в «мировое захолустье». Да и общественное мнение в России — только реплика мнения власти, что ставит под сомнение гражданское общество и возможности преобразований. В этом одна из причин исторического поражения страны.
Со времен крепостного права русским страшно жить свободными. Они боялись разномыслия и либерализма. Все бунты и путчи были борьбой не столько за свободу, сколько за очередную «вертикаль власти». Россияне хотели не свободы, а стабильности, величия, портретов Сталина и возможности «мочить в сортире». Надо откровенно признать, что Ленины и Сталины могли пустить корни и дать плоды именно в России и только здесь можно найти огромное количество их приверженцев с изломанными душами, этими свидетельствами «великой духовности» деградирующей нации. Нынешняя Россия не выдерживает мировой культурной и технической конкуренции, все больше скатываясь в архаику и средневековую стагнацию.
В нынешнем мире империалистические и «всемирные» идеи утратили доверие. Налицо агония марксизма, империализма, тоталитаризма. Альтернативы либеральной демократии нет как для мира в целом, так и для отдельных стран. По словам Фрэнсиса Фукуямы, «сегодня в мире существует взаимосвязь между экономическим ростом, социальными изменениями и главенством либерально-демократической идеологии». Для процветания необходимы перемены, а не стабильность, конкурентные преимущества, а не инерция. «Путь к продуктивности перестал быть прямой линией. Недостаточно бежать изо всех сил выбранным курсом — нужно уметь замечать, когда появляется более перспективный путь».
Кажется, Мейнике сказал, что история государств и народов — это история их верований. Это означает, что реалии истории отражают правильность или ошибочность верований народов: именно оттого одни государства и народы процветают, а другие клонятся к упадку и исчезают с исторической арены. Почему? Потому что, как выразился Виктор Шендерович, когда к власти приходят сукины дети, собачья жизнь начинается у всех.
В России факторы роста (умение адаптироваться к постоянно меняющимся условиям, открытость к новым людям и идеям, разнообразие подходов к возникающим проблемам, конкурентоспособность) подменены мертвой и бесплодной идеологией почитания вождей и мифических подвигов, стагнацией и ностальгией по советской жизни, на самом деле темной и беспросветной. Да и нынешняя российская «демократия», увы, демократия без демоса, без свободы, без выбора, потому-то больше смахивает не на народоправство, а на фарс или юродство.
Культ царей и вождей, этот неолитический симптом пресловутой «вертикали власти» — фишка России. Фишка, многое в истории этой страны объясняющая и эту историю уничижающая. Феномен Путина — всего лишь наследие племенного сознания российской популяции. Можно сказать, что нынешняя Русь вернулась к своим истокам: тотальное беззаконие, разъедающая страну коррупция, извечный «египтизм», племенной вождь, наркотизированный, зомбированный и бесправный люд, несчастные женщины, бездомные дети, убогие, нищие старики и очередной беспредел удельных князей-разбойников. Короче, не эволюция, а возвращение в «темные века». Трагично и постыдно, что настоящее и будущее России зависят всецело от одного человека, что все — заложники мозговых дефектов верховного правителя. Русские видят в «вертикали власти» государственную силу, а я — бессилие гражданского общества.
Экономические успехи прямо пропорциональны политической конкуренции. Политическая монополия, по определению, ведет к экономическому краху. Единственная альтернатива России — демократизоваться или развалиться. Иного не дано. Впрочем, надо помнить, что демократия в принципе не работает ни в Средневековье, ни среди черни или нищеты. Для того, чтоб она была эффективной, необходимы гражданственность, высокое достоинство и благосостояние граждан.
Власть не только не предлагает обществу модели желаемого будущего, но у Путина вообще нет ценностных ориентиров или концепции развития страны. Россия — страна непойманных воров и вечно будущего счастья. Российская власть боится будущего. Вместо новых идей она придумывает и реализует авантюры, затевает новые и новые войны, вводит бессмысленные запреты, возбуждает абсурдные дела, вообще творит всё, дабы остановить историю или повернуть ее вспять. Россия живет одним днем, ориентированная не на будущее, а на неубиенное советское прошлое, среди мертвого и тотального застоя. Она полностью пренебрегает своим негативным историческим опытом, ей нечего сказать миру. Похоже, что регулярные государственные эксперименты со «светлым будущим» ныне подошли к концу: советский миф о «светлом будущем», отвлекавший народ от темного настоящего, сменило еще более искаженное российское прошлое. По словам Борисова, сначала люди в России с энтузиазмом «гонялись» за «светлым будущим», а потом с восторгом ностальгировали по «светлому прошлому». Исторически Россия всегда выбирала не ту дорогу в будущее. И сегодня повсеместно доминируют динамичность и децентрализация экономик и политических систем, а в России — наоборот.
В вековечной войне с народом российская власть одержала окончательную победу, резво оседлала массы и везет их в «светлое», феодально-олигархическое, путинско-кадыровское будущее. Нынешнее историческое «варварство» практически не оставляет надежд для нормального будущего России и русского народа. У меня создается такое впечатление, что страна близка к прохождению точки невозврата, после которой она перестанет быть страной, у которой вообще есть какое-нибудь будущее.
Увы, это так: будущего у путинской России нет, это эпоха распада, хорошо просматриваемая по «Грузу 200» Алексея Балабанова и «Левиафану» Андрея Звягинцева. Страна, живущая не по закону, а по криминальным понятиям — это криминальная зона, немодернизируемая и агрессивная империя зла, представляющая опасность для своих соседей самим фактом своего существования. С явно рисующейся перспективой повторения Российской Федерацией судьбы Советского Союза. Таков печальный итог 15-летнего правления Путина: море упущенных возможностей и беспросветного будущего.
Паханаты, возникшие на развалинах СССР, самой историей обречены на прозябание и гибель. Что до их создателей, то страшиться им следует не столько собственного забубенного народа, сколько ближайшего окружения: как только крысы почуют. Кстати, исторический приговор наши «паханы» вынесли себе сами, и никакими способами свое мерзкое место в истории ни им, ни их прихлебателям уже не изменить.