Последние новости
22 ноября 2024
21 ноября 2024

Чего реально стоит ждать от переговоров в Минске, – эксперты

5 мая 2015, 16:34
no image

Эксперты рассказали, какие реалистичные ожидания можно возлагать на встречу контактной группы 6 мая в Минске.

Встреча контактной группы по мирному урегулированию конфликта на Донбассе должна состояться уже 6 мая в Минске. Помимо представителей Украины, ОБСЕ и России в этом мероприятии предполагается и участие сепаратистов — представителей так называемых ДНР и ЛНР. По словам одного из них — Дениса Пушилина, в ходе этой встречи в Минске планируется обсуждение запуска тематических подгрупп.

Накануне минской встречи, как сообщала пресс-секретарь экс-президента Украины Леонида Кучмы Дарка Олифер, в ходе рабочей встречи должны были собраться участники трёхсторонней контактной группы, однако без “днровцев” и “лнровцев”: представительница ОБСЕ Хайди Тельявини, представитель Украины Леонид Кучма, а также представитель РФ Азамат Кульмухаметов.

Опрошенные “Главредом” эксперты не ждут от минской встречи никаких принципиально новых решений или прорывов. Они отмечают, что на данном этапе попытка урегулировать конфликт на Донбассе мирным путём в “минском формате” зашла в тупик. Поэтому, по мнению экспертов, кроме создания тематических подгрупп 6 мая может обсуждаться вопрос о том, как вернуться к минским договорённостям, как прекратить взаимные обстрелы сторон и так далее. Также политологи предполагают, что в ходе этой встречи будут согласованны позиции и сформулированы предложения, которые канцлер Меркель озвучит Путину 10 мая во время её визита в Москву. И именно после этой встречи лидеров Германии и России можно будет ожидать каких-то конкретных шагов и решений.

Политический аналитик Александр Палий:

Встреча контактной группы в Минске, запланированная на 6 мая, сама по себе ничего не значит. Это просто формализация реальной расстановки сил.

Сейчас Россия настроена на то, чтобы дестабилизировать Украину без угрозы введения новых санкций, а также максимально расколоть Европу. Как оказалось, санкции достаточно серьёзно способны отрицательно влиять на Россию. РФ пытается устраивать разные диверсии, теракты и т.д., дестабилизировать Украину, прощупывая границу, до которой Европа не будет реагировать на такого рода действия российской стороны. Также Россия стремится расколоть Европу изнутри. Кроме того, она боится реальных поставок вооружения в Украину. Россия направила террористам оружие, стреляющее на 120 и больше километров, а Украина до сих пор не может добиться от Запада, чтобы ей поставили противотанковые комплексы, которые стреляют на два километра — совершенно разные вещи. Причём неестественность этой ситуации ощущают, в том числе, Соединённые Штаты.

Какие задачи стоят перед контактной группой во время этой встречи? Россия очень долго лоббировала создание подгрупп в этой комиссии, чтобы заговаривать разные темы, усложнять процесс коммуникации и затягивать нестабильную ситуацию. Очевидно, что Россия сейчас пребывает в состоянии стратегической неопределённости относительно того, как дальше действовать в вопросах Украины. И она сама себя загнала в этот тупик. Поэтому Россия выжидает и прощупывает готовность Европы и Украины обороняться.

Выход для Украины — один: повышать собственную обороноспособность, укреплять единство общества и доверие к власти. Следует отметить, что доверие к власти, которое всячески пытается подорвать Россия, — очень важный ресурс во время войны.

Совершенно очевидно, что сепаратисты в ходе этих встреч, да и вообще, ничего не решают: что им Россия скажет, то они и сделают. Все понимают, что нужно говорить именно с Россией. А сепаратисты могли бы вообще не ездить в Минск, а просто сидели бы на месте и выполняли указания Москвы. Никаких сепаратистов на Донбассе нет — там есть российские оккупационные войска и их пресс-секретари. Один пресс-секретарь российских оккупантов в Донецкой области — Захарченко, другой в Луганской области — Плотницкий. Так, если в ходе сегодняшней предварительной встречи участников контактной группы, на которой не будет представителей “народных республик”, выйдут на какое-то решение, то сепаратистов 6 мая просто уведомят и попросят это подписать.

Политолог, директор социологической службы “Украинский барометр” Виктор Небоженко:

До 10 мая, пока не встретятся президент Путин и канцлер Меркель в Москве, любые встречи и заседания бессмысленны и не дадут никакого результата. Ничего плохого в этом нет. Эти встречи подтверждают, что существует инфраструктура переговорного процесса, минские договорённости и люди, отвечающие за эти договорённости. Но при этом пока Путин не поговорит с Меркель о том, что им теперь делать (потому что минские договорённости зашли в тупик), серьёзных прорывов в Минске не будет. Их можно ждать только после 10 мая.

Встреча контактной группы 6 мая проводится для того, чтобы напомнить общественности, что миротворческий процесс не прерывается. Эта встреча нужна для того, чтобы дать своё видение происходящего канцлеру Германии Меркель, которая, в отличие от президента Франции Олланда, является эпицентром минского процесса. Меркель не нужно, чтобы встал вопрос о Минске-3, Минске-4 и т.д. Ей нужно, чтобы Минск-2 получил какое-то плодотворное разрешение. Процесс сейчас движется в сторону создания групп по переговорам по вопросам границы, миротворцев и т.д. Но, повторяю, без согласия тандема Путина и Меркель это всё нежизнеспособно.

Эта встреча в Минске нужна для того, чтобы поставить последние штрихи в тех предложениях, которые Меркель привезёт Путину. Ведь она неслучайно приедет в Москву 10 мая: это связано не с большой любовью к Путину, не с желанием посетить праздник 70-летия Победы, а именно с тем, что загибается, закисает минский процесс, он потерял темп.

Для сепаратистов это выгодно, потому что они прекрасно понимают нежизнеспособность своих квазигосударственных образований. А вот для самих дипломатов будет большим проигрышем — участвовать в процессе, который закончился поражением или новой войной.

Так что, думаю, сейчас согласовываются с контактной группой, с немецкой стороной те предложения, которые вскоре будут озвучены Путину.

Директор Института украинской политики Кость Бондаренко:

Не стоит многого ожидать от встречи в Минске 6 мая. Она нацелена на решение преимущественно технических вопросов, в частности, касающихся создания комитетов и подкомитетов, в которых должны работать стороны для решения проблем, связанных с минскими договорённостями.

Сегодня мы видим, что обе стороны активно нарушают минские договорённости. Очевидно, именно это станет предметом переговоров: каким образом снова вернуться к минскому формату, что сделать, чтобы стороны прекратили обстреливать друг друга, чтобы они отвели войска и т.д. Де-факто минские договорённости не работают. Мы просто ходим по замкнутому кругу, а 6 мая будет очередной раунд этого “замкнутого круга”.

На мой взгляд, необходимо, чтобы к переговорной группе присоединились представители США, как и говорили Нуланд и Обама. Только после этого можно будет ожидать какой-то эффективности, потому что без одной из сторон-участниц конфликта невозможно решить проблему. Сколько бы США не говорили, что они ни при чём, все прекрасно понимают, что от США во многом зависит развитие событий на Донбассе. Когда американцы присоединятся к минскому формату, можно будет говорить о какой-то эффективности.

Предварительная встреча накануне 6 мая нужна для того, чтобы согласовать позиции сторон. Представители ДНР и ЛНР должны участвовать в переговорах как сторона конфликта. Но глобальные вопросы, вопросы межгосударственного сотрудничества на уровне признанных государств и субъектов должны решаться отдельно.
Однако, в любом случае, основные переговоры проходят не в Минске, а в телефонном режиме между Обамой и Путиным или Лавровым и Керри. Все остальное — это производные переговоры.

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи