С "открытым небом" мы стали заложниками европейских споров.
Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян утверждает, что уже в июле этого года наша страна подпишет с Европейским Союзом соглашение об “открытом небе”. При этом у самого министра есть определенные сомнения в том, что это на самом деле произойдет. В Брюсселе уже не раз обещали подписать соглашение – правда, не называли никаких конкретных дат. Теперь дата обозначена – но и новый срок может оказаться условным.
Мы нередко склонны видеть в отсутствии прогресса в отношениях с Европейским Союзом исключительно злую волю наших собственных чиновников. Надеюсь, после референдума в Нидерландах многим стало ясно, что не все так просто, как кажется. У европейцев есть свои интересы. И нередко они склонны решать их за наш счет. Испания и Великобритания действительно не упускают ни одного удобного случая для очередного раунда спора относительно суверенитета над Гибралтаром. И то, что в результате этого захватывающего дипломатического сражения украинцы рискуют остаться на земле, наших европейских друзей не сильно волнует.
Между тем “открытое небо” – в гораздо большей степени наш пропуск в мир, чем безвизовый режим. Вопрос о том, какой смысл в новых современных аэропортах, если нет безвизового режима и “открытого неба”, я задавал несколько лет назад тогдашнему инфраструктурному министру Борису Колесникову. Вопрос, конечно, был риторическим. Колесников вряд ли понимает различие в уровне собственной жизни и жизни сограждан. Понятно, что обеспеченный человек найдет и деньги на визовую поддержку, и деньги на билет в салоне лучшей авиакомпании. Но для среднестатистического украинца отсутствие оплаты за визу и билет на самолет за 10 долларов – это действительно пропуск в мир. А мы можем получить такую цену, если к нам станут летать лоукостеры. Без “открытого неба” этого не добьешся.
Именно поэтому вызывает такое сожаление, что мы оказались очередными заложниками очередных дипломатических споров между бывшими империями. И что наши европейские друзья не ощущает, что свобода передвижения которая поможет украинцам лучше узнать и понять современный мир – это путь к настоящей, а не имитационной евроинтеграции нашей страны. А такая – настоящая – интеграция – сделает лучше и безопаснее саму Европу.