Эти двое стоят друг друга. Оба – прирожденные пропагандисты и шоумены. Оба любят запугивать, разглагольствовать и врать, чтобы добиться своего.
На традиционной пресс-конференции в конце года Владимир Путин был неформальным, наглым и агрессивным, совсем как его любимый кандидат в президенты США Дональд Трамп. На вопрос о состоянии страны он ответил анекдотом.
Встречаются два приятеля:
– Как дела?
– Сейчас черная полоса.
Проходит полгода:
– А сейчас как дела?
– Черная полоса.
– Стой, тогда же была черная!
– Нет, выяснилось, что тогда была еще белая.
Остальная часть выступления Путина была такой же циничной, как эта показательная острота. Он неоднократно повторил, что Россия и ее стремительно рушащаяся экономика процветают – заявление, в которое уже не верят даже самые преданные из его сторонников.
За 15 лет подобных выступлений я привыкла к орвеллианской терминологии Путина: война – это мир, незнание – это сила, и так далее. Но в этот раз президент вышел на новый уровень.
Путин настоял, что падение российского ВВП на 3,7% в 2015 году было вызвано в первую очередь снижением цен на нефть; западные санкции, введенные против РФ за аннексию Крыма, он упомянул лишь мимоходом. И, хвастаясь $364 млрд в золотовалютных резервах, Путин забыл упомянуть о 12,3% годовой инфляции и о том, что большая часть упомянутых резервов уже находится в залоге.
То, как Путин настаивает на здоровье российской экономики, заставляет вспомнить его же шутку. Несмотря на его заявления, нынешняя черная полоса, скорее всего, покажется белой по сравнению с тем, что ждет впереди. В начале декабря 2015 группа российских экономистов назвала необоснованными прогнозы властей о восстановлении экономики в 2016 году.
Выступление также дало Путину возможность подать российское вмешательство в Сирию в позитивном ключе, а это оказалось непросто. В конце концов, даже с учетом секретности, которой обычно окружают российские военные потери, подавить общественное недовольство, когда в Россию начнут привозить гробы, будет непросто.
Он заверил мир, что Россия не будет «более сирийской, чем сами сирийцы» и настоял, что США не должны управлять политическими процессами страны. Американская политика на Ближнем Востоке, по его словам, была настолько бессвязной, что потребовалось российское вторжение. Путин также заявил, несмотря на то, что факты доказывают обратное, что российское присутствие в Сирии продлится исключительно до урегулирования конфликта. Но у России уже есть морские и воздушные базы в Тартусе и Латакии – активы, которые Путин настроен защищать.
Аннексия Крыма и вторжение в Восточную Украину позволяет предположить, что Путин настроен на собирание территорий. Он от них не отказывается – по крайней мере, не без выгоды. Он однажды назвал Екатерину Великую своим любимым монархом: «Она была более эффективным правителем, чем Петр Первый, — кровищи меньше, а дел больше. При Екатерине II Россия больше всего земель приобрела». В 1772 году она послала военный корабль к берегам нынешних Ливана и Сирии, чтобы помочь местным отразить нападение Османской империи. Два года спустя императрица оставила регион, удовлетворившись уступками Турции на Крымском полуострове. Путин, похоже, хочет добиться такого же результата.
Как и Екатерина, Путин надеется поторговаться при помощи своих вторжений. Украина явно остается главным приоритетом РФ. Вторжением в Сирию – а сирийский конфликт является главной заботой США и ЕС – российский президент, по его мнению, создал себе рычаг для давления на западных партнеров Украины. Последствия, включая потери, и угроза мести со стороны ИГИЛ, меркнут в сравнении с возможностью заключения великой сделки, которая закрепит его завоевания ближе к дому.
Путин так уверен в том, что у него в руках все козыри, что даже подчеркнуто снизил тон своей антиамериканской риторики. Он сказал, что поддерживает усилия госсекретаря США Джона Керри по разрешению проблем, с которыми «можно справиться только вместе», и что он готов «работать с любым президентом, за которого проголосует американский народ».
Тем не менее, не секрет, какого кандидата хотелось бы Путину видеть в Белом Доме. После пресс конференции он расхвалил Трампа, назвав его «очень ярким, талантливым человеком» и «абсолютным лидером президентской гонки».
Эти двое совершенно точно друг друга стоят. Оба – прирожденные пропагандисты и шоумены. И оба готовы – и даже любят – запугивать, разглагольствовать и врать, чтобы добиться своего. Сравните совет Трампа из его книги «Как разбогатеть»: «Когда кто-то вам верит, нападите на него так яростно и жестоко, как только можете» и путинский рецепт по борьбе с террористами: «Мы будем преследовать террористов везде. В туалете поймаем, мы и в сортире их замочим, в конце концов».
Трамп построил свою кампанию на невежестве, замаскированном под силу. Его простой слоган «Снова сделать Америку великой!» – мог бы быть взят прямо из руководства Путина по тому, как изобразить некомпетентность и слабость характера всевластием и решительным руководством.
Путин планирует оставаться при власти еще как минимум десятилетие. Если США выберут президентом Трампа, у него в России появится друг; возможно, этот друг будет практически единственным.