Последствия «арабской весны» и Евромайдана чрезвычайно похожи, считает лидер Общественного движения «Украинский выбор» Виктор Медведчук.
Напомним, 20 октября исполнилось три года с момента убийства Муаммара Каддафи. А 21 октября нынешнего года легитимный премьер-министр Ливии Абдалла Ат-Тани приказал вооруженным силам войти в столичный Триполи и, преодолев сопротивление повстанцев-исламистов, занять правительственные учреждения.
«Прочность» позиций новой власти, пришедшей на смену заклейменному Каддафи, на сегодняшний день такова, что она не контролирует не только столичный регион, но и Бенгази — второй по величине и политической значимости город страны», — написал Медведчук в своем блоге на сайте «Украинского выбора».
Общественный деятель напомнил, что три года назад именно в Бенгази начались волнения, приведшие к гражданской войне и свержению режима Каддафи. Бенгазийцы во времена Каддафи пеняли властям за то, что, несмотря на высокий уровень нефтедобычи, жители Ливии получали намного меньшие доходы, нежели население государств Персидского залива.
«Однако в нынешней ситуации «войны всех против всех» бенгазийцам предстоит надолго забыть не только о доходах стран Персидского залива, но и о том, что в 2010 году Ливия с показателем $14878 заняла 4-е место в Африке по уровню ВВП на душу населения по паритету покупательной способности. Кроме того, по меркам своего региона Ливия являлась одним из наиболее социально благополучных государств», — подчеркнул лидер «Украинского выбора».
По его мнению, взамен относительно высокого уровня жизни, бесплатной медицины и образования, значительных дотаций на приобретение жилья, автомобильной техники и открытия собственного бизнеса ливийцы получили развал государства, хроническую нестабильность, перманентное насилие и резкое усиление религиозного фундаментализма.
«Аналогичные процессы характерны и для современной Украины. Социальная ситуация на начало 2014 года у нас была хуже, чем в Ливии в преддверии свержения режима Каддафи: ВВП на душу населения по ППС в размере $8788, заметно более низкие социальные гарантии и невысокая оплата труда. Однако последствия «арабской весны» и Евромайдана чрезвычайно похожи: снижение уровня жизни, вооруженный гражданский конфликт, подрыв территориальной целостности, усиление идеологического радикализма», — проводит параллели Медведчук.
Не в последнюю очередь это связано с тем, что вследствие подъема экономики Восточной Азии Запад постепенно утрачивает качества «подлинного гегемона», сохраняя при этом значительные возможности в плане обеспечения своего военно-политического господства, утверждает Медведчук.
«Задавшись целью за счет киевского Евромайдана передвинуть разделительные линии в Европе на восток, западные страны на сегодня не проявляют какого-либо серьезного желания оказать помощь раздираемой кризисом и страдающей от кровопролитного гражданского конфликта Украине даже в газовом вопросе. А возникшим при их деятельном содействии раздорам — что в Ливии, что в Украине — несть числа», — делает вывод лидер «Украинского выбора».