Серебренников собрался в Париж. Не надо быть большим аналитиком или ведущим анонимного телеграм-канала, чтобы сказать, что главными темами, которые с ним там будут обсуждать - это будут чеченские геи и "Гоголь-центр".
Во вторник следственный комитет России провел обыск в московском “Гоголь-центре” по делу о хищениях бюджетных средств. Сотрудники СКР пришли с обысками и домой к художественному руководителю театра Кириллу Серебренникову, а позже отвезли его на допрос.
В СКР заявили, что обыски проходят в рамках уголовного дела о хищениях бюджетных средств “неустановленными лицами” из автономной некоммерческой организации “Седьмая студия”.
По версии следствия, люди из руководства “Седьмой студии” с 2011 по 2014 годы похитили бюджетные средства в размере около 200 миллионов рублей, которые государство выделило в соответствии с постановлением правительства на развитие и популяризацию искусства в России.
“Седьмая студия”, созданная в июле 2011 года, занималась реализацией проекта “Платформа” Серебренникова. Проект был заявлен как комплекс акций на стыке четырех направлений – театра, музыки, танца и визуального искусства. На возмещение затрат ей предполагалось выделить субсидии из бюджета – государство таким образом поддержало новые формы реализации современных видов искусства.
По данным Единого государственного реестра юридических лиц, Серебренников – владелец “Седьмой студии”, а его помощница – Анна Шалашова – гендиректор организации. По данным сайта госзакупок, с 2013 года “Гоголь-центр” ежегодно заключал госконтракты с АНО “Седьмая студия” – на покупку декораций, совместные постановки, передачу прав на произведения. Общая сумма контрактов составила 3,9 млн рублей.
Русская служба Би-би-си собрала реакцию на обыски в “Гоголь-центре” – театре, чьи спектакли не раз вызывали бурные споры и полемику среди зрителей, критиков и представителей власти.
Юрий Сапрыкин, журналист:
Дамоклов меч висит над театром давно и приобретает разные обличья – прокуратура, православные активисты, гнусные сюжеты в программе Дмитрия Киселева, разговоры о том, что у них “с деньгами не в порядке” – все это продолжается по-хорошему с того момента, как возник театр.
Одной из причин может быть борьба за финансирование, которое получает “Гоголь-центр”. Лосенок маленький, а откусить от него всем хочется – я имею в виду бюджет департамента культуры Москвы или федерального министерства. И когда появляется такой яркий деятель, который очевидно не из театральной московской обоймы, который получает неплохое финансирование, бюджет на реконструкцию и развитие и молниеносно делает театр популярным и известным в мире: как минимум люди внутри чиновничьего истеблишмента начинают испытывать зависть.
Второй причиной может быть то, что у Серебренникова были хорошие отношения с предыдущим начальником департамента культуры Москвы Сергеем Капковым, при котором и появился “Гоголь-центр”, но не очень хорошие отношения с другими, в том числе федеральными чиновниками культуры. Понятно, что для сегодняшнего минкульта он символ всего неподконтрольного, непатриотичного, чересчур вольного и неортодоксального.
Неслучайно и то, что последние пару лет “Гоголь-центр” не попадает в номинации “Золотой маски”, так как в экспертный совет премии по инициативе министерства вошли одиозные театроведы и журналисты, которые громили театр в своих статьях.
Серебренников собрался в Париж. Не надо быть большим аналитиком или ведущим анонимного телеграм-канала, чтобы сказать, что главными темами, которые с ним там будут обсуждать – это будут чеченские геи и “Гоголь-центр”.
Это просто давнее – не ясно по какому поводу и с каким политическим интересом – уголовное дело, которое доползло до каких-то решительных действий и для которого не требовалось принятия решений руководством Кремля.
В настоящее время художественного руководителя “Гоголь-центра” Кирилла Серебренникова отпустили из Следственного комитета.
“Мера пресечения не выбрана. Допрос закончен. Он свободный человек и едет домой”, – рассказал Русской службе Би-би-си адвокат режиссера Алексей Федоров.