В Брюсселе завершается двухдневный саммит ЕС в Брюсселе. Главными вопросами саммита стала реализация процедуры выхода Великобритании из Евросоюза по результатам референдума Brexit, а также судьба Соглашения об Ассоциации между Украиной и ЕС в контексте еще одного референдума, который в апреле состоялся в Нидерландах. На нем 61% граждан Нидерландов высказался против ратификации Соглашения об Ассоциации с Украиной. Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте пообещал, что вместе с правительством будет требовать внесения изменений в текст Соглашения, однако, по мнению экспертов, в связи с удручающими результатами Brexit, решение проблем, которые создал для Украины референдум в Нидерландах, отходит для ЕС на второй план.
Саммит Евросоюза начался 28 июня в Брюсселе. Во вторник премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон рассказал об атмосфере “печали и сожаления”, которая царила на саммите в связи с итогами Brexit, означающими выход Великобритании из состава ЕС. По его словам, несмотря на подавленность европейских лидеров в связи с результатами референдума, те приняли решение британцев с уважением.
Внутри ЕС призывают Лондон как можно скорее официально объявить о желании покинуть ЕС — то есть, реализовать ст. 50 Лиссабонского договора. В частности, глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заявил, что правовой механизм должен быть запущен, как только в Британии сменится премьер (в связи с результатами референдума Дэвид Кэмерон подал в отставку и может покинуть свою должность в октябре). Канцлер Германии Ангела Меркель также рекомендует британскому правительству не затягивать с выходом. Она считает, что лишь после такого обращения Брюссель и другие страны ЕС могут начинать соответствующие консультации. Впрочем, сам Кэмерон отметил, что подавать обращение о выходе страны из ЕС будет уже его преемник.
Стоит отметить, что в Великобритании стремительно набирает голоса петиция за проведение повторного референдума о членстве в ЕС — подписались уже свыше 4 млн граждан. Однако и британское правительство, и Ангела Меркель заявили, что не видят возможности для изменения решения Великобритании о выходе из Евросоюза.
В рамках саммита обсуждался и вопрос дальнейшей судьбы ЕС. В совместном заявлении, опубликованном 28 июня, главы МИД Германии и Франции Франк-Вальтер Штайнмайер и Жан-Марк Эро выступили за более глубокую интеграцию стран ЕС и создание политического союза в Европе. Особое внимание они уделили вопросам политики безопасности и усилению экономической и финансовой конвергенции в зоне евро.
Впрочем, аналитик Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Евгений Ярошенко считает такой проект нерациональным: “Видел сообщения, что новый проект Европейского союза призван усилить интеграцию, вплоть до создания федеративной модели, с единой армией, спецслужбами, и т. д. Почему-то французы и немцы подумали, что если глубже интегрировать все страны, то им будет сложнее вырваться из ЕС. Но я считаю, что это деструктивная идея. Это крайне невыгодно маленьким и бедным странам. Считаю, что более рациональным был бы новый союз, который давал бы больше полномочий на местах. Есть много сторонников такой модели. Прежде чем французы и немцы осознают, что такой вариант реален, будет еще много кризисов и референдумов.”
По словам научного директора Института Евроатлантического сотрудничества Александра Сушко, Евросоюз попал в сложную ситуацию. С одной стороны, он заинтересован в том, чтобы в экономическом и социальном плане создать с Британией крепкую форму ассоциации — вроде той, что существует с Норвегией и Швейцарией: “Такой путь является наименее болезненным, потому что даст возможность сохранить почти все преимущества, которые были достигнуты благодаря членству. Но политически такой путь является очень рискованным, потому что может стать указателем для евроскептиков, которые скажут: “А давайте мы так весь ЕС демонтируем!”
На саммите рассматривались последствия и другого референдума, который прошел 6 апреля в Нидерландах по вопросу ратификации Соглашения об ассоциации с Украиной. Результаты этого плебисцита оказались удручающими для украинской стороны: по официальным данным, 61% избирателей Нидерландов высказались против ассоциации с Украиной.
Во вторник на саммите премьер-министр Нидерландов Марк Рютте заявил, что в его стране рассматривают принятие изменений в текст Соглашения как один из возможных вариантов реагирования на результаты референдума. “По Украине нам необходимо нормативно обязывающее решение, которое будет отвечать на беспокойство в Нидерландах, приведшее к референдуму. Точную форму я пока не знаю. Возможно, нам придется поменять текст, возможно, мы найдем решение, которое не будет касаться текста Соглашения об ассоциации”.
Ярошенко считает, что позиция Нидерландов с момента объявления результатов референдума не изменилась: “Честно говоря, сейчас ЕС не до Украины и нидерландских предостережений относительно Соглашения об ассоциации. Лидеры стран ЕС обсуждают шок после Brexit. Заявление Рютте я бы связывал с тем, что через день завершается председательство Нидерландов в ЕС. Соответственно, как представитель страны, в которой также прошел референдум, он просто не мог обойти вниманием эту тему. Но я бы сказал, что его заявление повторяет то, что уже много раз звучало после референдума. Я так понимаю, что он намекает на приложение к Соглашению, содержащее особые оговорки о том, что те или иные требования на Нидерланды не распространяются. Другие страны ЕС, думаю, приняли бы такое приложение, но европейцам сейчас физически не до Украины, и этот вопрос зависает в воздухе на несколько месяцев, а то и лет”.
Схожее мнение высказал “Апострофу” научный директор Института Евроатлантического сотрудничества Александр Сушко. По его словам, официальная позиция Украины и ЕС заключается в том, что текст Соглашения является неприкасаемым. “Может обсуждаться заключение дополнительного протокола, который бы определил особую роль Нидерландов. Но до сих пор мы не услышали от этой страны, какие конкретно предложения выдвигаются. Для меня не так важно, в какой форме будут эти предложения. Главное, чтобы это давало быстрый “выход”. Потому что пересмотр текста соглашения означает перезапуск всего процесса ратификации”, – заключил эксперт.