Несмотря на соглашения о прекращении огня, многочисленные признаки указывают на то, что президент России Путин расставляет пешки перед масштабной военной операцией.
Об этом в интервью французскому изданию Atlantico заявляет известный политолог, преподаватель парижского Института политических исследований Сириль Бре.
По мнению эксперта, ждать активизации российских войск на Донбассе можно уже летом 2015 года.
“Помимо чисто военных признаков, существует ряд других факторов, которые позволяют предположить, что летом готовится очередное военное наступление. Для России, которую в 2015 году ждет самый тяжелый год санкций, расчет может быть весьма прост: раз все равно приходиться терпеть финансовые санкции и платить высокую дипломатическую цену, почему бы не отхватить часть территории при помощи военного вмешательства. Начиная с середины 2014 года Россия, по факту, оказывается победителем на месте, но терпит поражение на международной арене. Соблазн подвести баланс затрат и выгод может оказаться слишком велик: ведь главное — не проиграть по всем фронтам”, – отмечает политолог.
Он уверен, что это наиболее выигрышный для России шаг: “Так, Россия запишет на свой счет военные приобретения и заплатит соответствующую цену в виде гарантированных санкций. С другой стороны, за отказ от нападения придется заплатить цену, не получив ничего взамен”.
В то же время, политолог видит и другой возможный поворот событий.
“Политический ход развития событий может оцениваться российскими властями и иначе: с марта месяца Российская Федерация делает попытки выйти из изоляции, сближаясь с некоторыми странами-членами Евросоюза (Кипр, Греция, Венгрия), стараясь расколоть западные страны, охваченные “усталостью от санкций”. В экономическом плане страна решила заключить союз с Китаем (через газовое соглашение в марте). Россия также вернулась на Ближний Восток по сирийскому и иранскому вопросам. Начало нового наступление, подобного тому, которое было развернуто в 2014 году, может разрушить все дипломатические усилия и, в частности, помешать серьезному сближению с Афинами и дать новый импульс к возрождению европейской солидарности. Присутствие военных объектов, обнаруженных ОБСЕ и НАТО, также может иметь более опосредованное политическое объяснение: продемонстрировать мощь пророссийских сил на Донбассе, дабы тем самым обосновать дипломатические инициативы, выдвинутые полгода назад. Представляется, что нынешний ход развития событий не благоприятствует быстрому военному наступлению”, – говорит эксперт.
Сириль Бре также объяснил, что может означать концентрация войск НАТО и сосредоточение военной техники на севере Европы.
“Это можно объяснить двумя способами. Или, следуя логике НАТО (и Иммануила Канта), сделать простой вывод о том, что увеличение числа войск неминуемо предвещает более масштабный конфликт. И тогда наступление близится. Или же, вслед за Сунь Цзы и Клаузевицем, посмотреть на ситуацию в более стратегическом ключе: демонстрация силы и военное хвастовство могут использоваться как раз для того, чтобы избежать наступления, отпугнув противника. В любом случае, сосредоточение вооружения может, как помочь избежать конфликта, так и ускорить его. Все зависит от политической оценки российских властей”, – подчеркнул политолог.