Путина опять понесло в историю. Как обычно – в Крыму. Возникает подозрение, – одной из причин захвата Крыма было желание найти для президента РФ город-трибуну с солидным возрастом, откуда он мог бы удивлять мир "открытиями" в сфере истории. Такие древние города как: Ладога, Изборск и Старая Руса, – ему для этого почему-то не подходят.
Такое мнение выразил историк Сергей Климовский.
В итоге Путин 18 августа приехал в музей-заповедник “Херсонес” и в очередной раз поразил своим невежеством. Дословно: “Здесь нужно создавать русскую, российскую Мекку. Дело не в том, что здесь князь Владимир крестился, а в том, что после этого здесь началось укрепление централизованного российского государства”.
Все смешалось в голове кремлевского актера Путина. Логичнее было бы сказать, здесь надо создавать “российский Иерусалим”, а не Мекку, – или президент РФ тайно перешел в ислам? Вероятно, Иерусалим не подходит, так как в Москве 70 лет придерживаются мнения, что его незаконно оккупировали евреи, и палестинцы до сих пор никак их оттуда не выгонят. Поэтому, если призвать создать в оккупированном Крыму русско-российский Иерусалим, то могут возникнуть неудобные для Москвы аналогии.
Любопытно, что “историка” Путина вслед за “историком” Захарченко Донецким тоже стали мучать сомнения. Если Захарченко Донецкий сейчас пытается определиться: кто он – новорос или малорос, то Путин решает проблему: он русский или россиянин? Если идти путем Захарченко, то кроме новорос и малорос возможны варианты – великорос, недорос и другие. Великий и могучий язык позволяет создать еще много новых наций от корня “рос”, – было бы желание.
Путину можно было бы простить повтор старого церковного мифа о якобы крещении князя Владимира в Херсонесе, объяснив это издержками советского образования. Но вот последующая тирада, что якобы после захвата Владимиром Херсонеса “здесь началось укрепление централизованного российского государства” не только противоречит фактам, но и не укладывается в рамки даже советского образования. Если бы Путин сказал такое в советской школе или университете, то мог бы и остаться на второй год.
Херсонес никогда не был территорией Киевской Руси, даже после того как его взял Владимир. Поэтому какое “укрепление” и какого “централизованного”, если Русь времен Владимира – это еще только протогосударство, а не государство. Уже в 1014 г., через 26 лет после “крещения” Владимира в Херсонесе, его сын Ярослав объявил “независимость” Новгорода. В 1015 г. Владимир умер и всё “государство” распалось. После 10 лет войн между сыновьями Владимира к 1026 г. возникло три новых “государства” – Полоцкое, где правил Брячислав, Черниговское – где правил Мстислав, и Киево-Новгородское Ярослава. До 1036 г. Ярослав сидел в Новгороде и в Киев боялся приезжать из-за Мстислава. В 1036 г. Мстислав умер или был отравлен. Только после этого Ярослав поселился в Киеве, начал в нем стройки и распространил свою власть на Черниговское “государство”. Но Полоцк сохранил независимость. Объединенное “государство” Ярослава просуществовало всего 18 лет и де-факто распалось после его смерти в 1054 г. Только с 1097 г. после съезда князей в Любече начался процесс формирования полноценных государств, в советской науке получивший нелепое название “феодальной раздробленности”.
В истории с захватом Херсонеса Владимиром тоже нет ничего “сакрального”. Византия наняла Владимира, чтобы тот разобрался с мятежными “сепаратистами” Херсонеса. За это ему не обещали не то что полцарства, но даже сам Херсонес, а только деньги и принцессу Анну, – у империи на Владимира были дальние планы. Анна была не только наградой за услугу империи, но также агентом ее влияния и резидентом имперской разведки. Помощь ей составил херсонеский поп Анастас, который помог Владимиру вернуть город империи, за что и поехал в Киев в качестве духовника Анны.
Удивительно, но эпохальное “крещение” Владимира в 988 г. в захваченном Херсонесе никто в мире тогда не заметил. О нем ничего не сообщают ни греки-византийцы, которые могли бы городиться таким успехом, ни европейцы, ни другие христиане. Мусульмане и иудеи тоже “не заметили”. Единственный, кто его “заметил” – летописец Нестор или другие монахи-редакторы через сто лет после “крещения” и сразу заявил: некоторые ошибочно утверждают, – Владимир принял крещение в Киеве, некоторые – в Василькове или других местах. Так вот – все это неправда, убеждал монах-летописец.
Но историки, в том числе Михаил Брайчевский, давно ставили вопрос: почему никто не заметил Владимирово крещение Руси? Ответ лежит на поверхности: бабушка княгиня Ольга, когда печенеги в 968 г. осадили киевскую крепость на Хоревице (сейчас Замковая гора) окрестила всех детей Святослава для спасения их душ и собственного успокоения. Прямых свидетельств этому нет, но христианство Ярополка – старшего сына Святополка, сомнений у историков не вызывает. Бабушка Ольга однозначно не могла остановиться на старшем внуке, и младшие – Олег и Владимир тоже явно были крещены. Но крещение – это пожизненно и выйти из него сложно, даже ведя нехристианский образ жизни, какой и вел Владимир. Одно другому не мешает. Так как Владимир уже был крещен на Замковой горе, то грекам не надо было требовать его повторного крещения в Херсонесе, которое каноном не предусматривается. Лишь настаивать, чтобы он вел образ жизни подобающий христианскому государю. Анна и Анастас должны были за этим присмотреть. Поэтому никакого крещения Владимира в Херсонесе не было и это ответ на вопрос, почему столь “эпохальное событие” никто в мире не заметил.
Миф о “крещении в Херсонесе” сочинили через сто лет киевские церковники, так с крещением Руси все очень не канонично. По традиции каждому народу положен святой, крестивший его, как святой Патрик ирландцев, или князь-святой, как Стефан у венгров, принявший христианство в 1000 г. У восточных славян с тем и другим проблемы. Ни один реальный миссионер им учения Христа не открывал. Чтобы снять эту проблему и был создан миф об апостоле Андрее, который якобы в I веке вкопал крест на горах и обещал: здесь будет большой город христиан. На апостола Андрея вообще принято “навешивать” крещение всех отдаленных от Греции народов, включая индусов и аборигенов Восточной Африки. Европейцы, увидев у индейцев изображения похожие на крест, подозревали, что апостол Андрей побывал и в Америке.
Вкапывание апостолом креста на горе – дело важное, но положены еще и аборигены внимающие учителю, а их в I в. на днепровских горах нет. Поэтому церковникам нужен был местный князь-святой с перспективой его последующей канонизации. Так как именно Владимир объявил христианство государственной религией, то у церкви не было выбора, и пришлось создавать ему биографию, подобающую святителю, заодно сочинив миф о “крещении в Херсонесе”. Этот миф был крайне необходим, так как позволял уйти от объяснений минимум 9 лет активной “языческой” жизни Владимира до “крещения в Херсонесе”. После “крещения” все было тоже совсем не канонично и церковь с 997 г. на 17 лет удалила кагана Владимира из летописей. Вернула его в летопись только в 1014 г., чтобы он мог собраться в поход на мятежника Ярослава и вскоре умереть. Митрополит Илларион в 1054 г. в своем “Слове” называл Владимира тюркским титулом “каган”, но в современных изданиях “Слова” РПЦ этот титул заменяют на “князь”. С Владимиром, как и с 28-ью панфиловцами.
Большевики от мифа “крещения в Херсонесе” прямо не отказывались и в 1988 г., когда отмечали 1000-летие крещения Руси, лишь доказывали, что это было не в 988 году, а в 989 г. Коммунисты стремились использовать церковь и ее мифы в своих целях, но Кремль их в этом сейчас превзошел.
Заявление Путина о Мекке в Крыму интересно в контексте полемики, которая сейчас разворачивается в РФ о переносе столицы из Москвы за Урал. Старт ей дало размещение 11 августа на сайте московского Института демографии, миграции и регионального развития так называемой “доктрины о размосквичивании столицы”. Автор ее – Юрий Крупнов – председатель наблюдательного совета этого Института даже предложил мэру Москвы Сергею Собянину провести в прямом телеэфире дебаты на эту тему. Через 7 дней Путин возвестил о необходимости создать русско-российскую Мекку в Крыму. Крупнов с идеей размосквичивания вряд ли бы “наезжал танком” на Собянина, не имея “зеленого света” от Кремля. За менее смелую идею о проведении в РФ референдума, который бы позволил избирателю на выборах ставить оценки правительству, Тверской суд Москвы 10 августа приговорил журналист РБК Александра Соколова к 3,5 года колонии общего режима за “экстремизм”. Крупнов, в сравнении с Соколовым, “крупный экстремист”, но с ним начали полемику. Идею размосквичивания уже остроумно окрестили коллективной ссылкой чиновников в Сибирь.
Собянин может быть спокоен – столица за Урал точно не переедет, а вот отдельные министерства и ведомства могут эмигрировать. Но не в Сибирь, а в Крым для укрепления централизованного государства. Для этого Путин и начал готовить почву своим новым историческим мифом. Наиболее вероятные кандидаты на переезд – управление военно-морским флотом РФ и другие военные ведомства. Минобороны РФ уже получило право, вслед за ФСБ, отбирать для себя землю в Крыму, в том числе и у частных лиц. Заявление Путина о Мекке и разрастающаяся полемика вокруг идеи с размосквичиванием Крупнова – это лишь пиар-компания по обеспечению такого переезда.
Главные цели всей этой информационной операции – постараться еще раз легализовать оккупацию Крыма Россией, получить основание для насыщения его военными объектами и построить там ведомственные санатории и дачи МО и ФСБ, так как силовики в РФ лица безвыездные, но отдыхать на море хотят. Так что, крымчане, Крым – не ваш, и даже не россиян, Крым – это собственность силовиков. Если оккупация затянется, то граждане РФ будут ездить в Крым только по пропускам, как в советское время в Севастополь. Русский город с именем в греческом стиле – Севастополь, вряд ли переименуют в Херсонес, хотя в РФ все возможно. Могут опять вспомнить, что Москва – третий Рим после Царьграда, а все должно быть канонично, и Севастополь – город не большей русской славы, чем Порт-Артур. Можно и переименовать для большей секретности.