Последние новости
Сегодня
17 января 2025
16 января 2025

Официальный “мажор”: Главное, что нужно сделать после жуткого ДТП в Харькове

no image

В Харькове 18 октября произошло резонансное ДТП, которое стало причиной гибели пяти человек, еще шесть пешеходов попали на больничную койку с травмами различной степени тяжести. Трагедия мгновенно заставила чиновников самого высокого уровня заговорить о коренном изменении системы наказания безответственных водителей. Что предлагает власть, сработает ли план в украинских реалиях и какие шаги действительно помогут снизить смертность на дорогах, разбирался "Апостроф".

Официальный “мажор”

Фабула ДТП на улице Сумской в центре Харькова выглядит следующим образом: в 20:45 водитель автомобиля Lexus мчался на высокой скорости со стороны площади Конституции по направлению к Сумской. В это время по Бурсацкому спуску начал движение автомобиль Volkswagen. Водитель Lexus, минуя красный сигнал светофора, не уступил дорогу “немцу”, и Volkswagen зацепил его. От удара автомобиль отбросило на пешеходный переход, где в это время стояли люди.

За рулем “японца” оказалась 20-летняя харьковчанка Елена Зайцева – приемная дочь местного бизнесмена Василия Зайцева. Volkswagen в момент ДТП управлял 59-летний бизнесмен Геннадий Дронов. По информации очевидцев, Зайцева прошла полицейское освидетельствование на месте трагедии, которое показало, что алкоголя и наркотиков в крови девушки не было. Спустя несколько минут после аварии к Зайцевой подъезжали “решалы” на двух внедорожниках, однако это не помешало правоохранителям задержать девушку, доставить в ИВС и открыть уголовное производство по части 3 статьи 286 “Нарушение правил безопасности дорожного движения”. Ей грозит до 10 лет лишения свободы.

После того, как новость о ДТП разошлась по соцсетям, юзеры моментально окрестили Елену Зайцеву “мажором с купленными папой правами”, мол, история типичная: 20-летняя девушка на дорогом внедорожнике грубо игнорирует, а, возможно, и не до конца знает ПДД. Припомнили водителю даже родство с экс-прокурором времен Пшонки Дмитрием Зайцевым, который сейчас скрывается в Москве. Более того, Зайцеву “мажором” назвал даже советник главы МВД Антон Геращенко. Очевидно, что до решения суда назначать виновных, акцентируя внимание на социальном статусе Зайцевой – это эмоции.

Однако Геращенко озвучил интересный факт из водительской практики девушки. “За последние два года водитель Lexus восемь раз задерживалась патрульной полицией Харькова за нарушение правил дорожного движения. Начиная от проезда на красный свет, превышения скорости и заканчивая нарушением правил парковки. Каждый раз ей выписывались штрафы в размере 255-510 гривен. Однако это не оказало никакого воспитательного эффекта”, – отметил нардеп.

Советник главы МВД сделал соответствующий вывод: “Нужно коренным образом менять систему наказания за нарушение ПДД в сторону ужесточения”.

Аналогичный тезис подхватили чиновники и министры, ведь “война на дорогах”, по данным министра внутренних дел Арсена Авакова, только в 2017 году унесла жизни 2317 человек.

Запреты и штрафы

Итак, какие же предложения озвучивают чиновники для того, чтобы таких кровавых ДТП, как в Харькове, больше не было на улицах Украины?

Министр инфраструктуры Владимир Омелян хочет снизить разрешенную скорость движения в населенных пунктах до 50 километров в час (сейчас 60 километров). “При такой скорости фактически исключаются смертельные случаи, максимум – незначительный травматизм”, – уверяет чиновник.

Но президент всеукраинской общественной организации “Ассоциация безопасности дорожного движения” Михаил Берлин отмечает, что и 50 километров в час не гарантируют сохранения жизни пешехода при наезде на него авто.

“На Западе были проведены эксперименты, которые показали, что человек остается в живых при столкновении с автомобилем, когда скорость авто не более 30 километров в час. Все, что выше, – смертельный исход либо тяжелейшая травма”, – говорит “Апострофу” эксперт.

Он отмечает, что на улице Сумской, где произошло трагическое ДТП, и так были ограничения скорости до 30 километров в час.

“Сделали ограничение, а что дальше? Водитель Lexus проигнорировала же это правило, более того, проехала на красный сигнал светофора”, – добавил Берлин.

Если дело не в самих ПДД, а в их игнорировании водителями, то логичный шаг – ужесточить штрафы. Радикально пересмотреть систему наказания предлагают Арсен Аваков и Антон Геращенко. “Размеры штрафов нужно пересматривать! А неадекватные водители, систематически нарушающие ПДД, вообще должны лишаться прав на годы, если не навсегда”, – заявил Геращенко.

Драконовские штрафы вряд ли способны качественно решить проблему несоблюдения ПДД, уверяет “Апостроф” автомобильный эксперт Рауль Чилачава.

“У нас и сейчас немаленькие штрафы. Но, допустим, мы завтра введем штраф 10 тысяч долларов за езду в нетрезвом виде. К чему это приведет? Например, 23-летний мальчик в BMW на “бляхах”, которое и так нелегально находится в Украине, как думаете, что выберет: остановиться по требованию полицейского и отдать 10 тысяч долларов, которых у него нет, либо устроить пьяные гонки, подвергая опасности жизни десятков людей?” – говорит Чилачава.

Те же нарушители, кто в состоянии позволить себе отдать кругленькую сумму за нарушение правил, раз за разом будут оплачивать дорожную индульгенцию, не чувствуя значительного ущерба для кошелька.

По мнению экспертов, основная проблема с убийцами на дорогах – не в плохих правилах или маленьких штрафах, а в отсутствии неотвратимости наказания. Для того, чтобы такая неотвратимость наконец наступила, глава МВД предлагает как можно скорее ввести систему видеофиксации нарушений.

“Если бы сейчас наступила неотвратимость наказания в виде видеофиксации, то в том же Киеве при существующих штрафах мы очень быстро улучшили бы дорожную ситуацию, причем в разы. Мы бы сократили не только смертность, но и общее количество ДТП. Более того, реформа с видеофиксацией за месяц окупила бы саму себя”, – говорит Рауль Чилачава.

“Видеофиксация – реальный и очень сильный инструмент, – соглашается Михаил Берлин. – Если бы водитель понимала, что она летит на огромной скорости на красный свет и это все фиксируют камеры, а информация идет в дата-центр, четко определяются номер и конкретные нарушения, то она бы получила по почте квитанцию для оплаты штрафа. Но для того, чтобы все это заработало, должна быть качественно отработанная база данных, а у нас она некачественная, например, по улицам ездит огромное количество автомобилей с прибалтийскими номерами, а если у авто такой номер, оно вообще не зарегистрировано”.

Судебные опции для серьезных людей

Но одними только ограничениями и повышением штрафов проблему безопасности не разрешить. Нужны деньги. А раскошелиться нужно было еще вчера.

“На сегодня на дорогах Украины существует инфраструктурный коллапс, – констатирует Чилачава. – Эта проблема очень тяжело решается, потому что у нас осталась полуразрушенная инфраструктура 70-х годов, а автомобили на дорогах современные, которые могут ездить очень быстро, и у нас автомобили не отделены от пешеходов и других участников движения”.

Владимир Омелян уже успел отчитаться, что в 2018 году будет выделено 2 миллиарда гривен, чтобы сделать дороги страны безопаснее. Кроме финансового обеспечения реформы видеофиксации, эти деньги как раз и направят на усовершенствование дорожной инфраструктуры.

Впрочем, какой бы совершенной ни была дорожная инфраструктура, как бы хорошо ни работали камеры, на сколько бы тысяч гривен ни подняли штрафы, пока суды не начнут наказывать богатых и влиятельных нарушителей, война на дорогах будет продолжаться.

“Огромная проблема – ощущение безнаказанности из-за коррумпированности судов, – говорит “Апострофу” директор юридической компании “Прима Лидер Груп” Дина Дрыжакова. – Богатые и влиятельные знают, что смогут решить проблему деньгами, и не боятся нарушать закон. Например, насколько я знаю, за 1-1,5 тысячи долларов суд примет сторону виновного в случае, если ДТП было без смертей и не публичное. Конечно, когда штрафы были меньше, то и откупиться можно было дешевле. Но глобально это на ситуацию не влияет. В той же Америке люди боятся нарушать закон, так как знают, что подкупить судью или полицейского не получится. В США с наказаниями за нарушения ПДД строго. Ни о какой договоренности с представителями полиции речи быть не может. Не берут там взятки, а если предложите, то незамедлительно окажетесь в отделении”.

По словам Дрыжаковой, пострадавшим в ДТП в Харькове обязательно стоит обратиться в суд. “Люди могут рассчитывать на компенсацию имущественных затрат и моральную компенсацию. Моральные затраты пострадавшие определяют сами, а суд уже примет решение, удовлетворять ли полную сумму требуемого. Но лично на моей практике больше 250 тысяч гривен не было”, – добавила юрист.

Кстати, мизерные компенсации пострадавшим – еще одна грань несовершенства судебной практики в делах о ДТП. “Например, в Голландии эквивалент стоимости жизни – примерно миллион евро. Водитель в такой ситуации заплатил бы по миллиону евро каждой семье, и юристы этого бы добились. А у нас максимум 200 тысяч по полису ОСАГО, которые будут разделены между всеми погибшими. Плюс еще травмированные люди”, – резюмировал Михаил Берлин.


Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи