Спецслужбы России придумали очередную провокацию, в которой оказались замешаны бывшие воины АТО. По информации СБУ, ФСБ пыталась втемную использовать экс-бойцов украинской армии для того, чтобы приписать им совершение терактов на территории России. Как должна была сработать эта схема и почему наши военные чуть не стали "террористами", разбирался "Апостроф".
Не массово, но часто
Бойцы Юрий Бондарь, Сергей Морозов и Станислав Юркевич (все трое – из Днепропетровской области) после демобилизации через посредников были приглашены якобы на строительные работы в Москву. Им посулили большие гонорары и привлекательные условия труда. В столице России украинцев поселили на съемную квартиру. После этого агент ФСБ повез одного из бойцов в метро на Комсомольскую площадь, известную как площадь трех вокзалов, и в аэропорт “Домодедово” якобы для оценки фронта строительных работ. Естественно, все передвижения украинца фиксировались на камеру. Кроме того, после посещения каждого объекта куратор из ФСБ отзванивался на номер украинского мобильного оператора.
“Таким образом российские спецслужбы фиксировали пребывание бывших бойцов АТО на инфраструктурных объектах и псевдоотчетность на украинские номера, – пояснил глава СБУ Василий Грицак. – В дальнейшем это было бы использовано в качестве доказательств подготовки и совершения терактов в Москве украинской властью”.
Однако Бондарь, Морозов и Юркевич почуяли подвох и через знакомых в Москве сбежали обратно в Украину.
История действительно детективная и тянет на шпионский роман. В СБУ подают бегство украинцев как однозначную “перемогу”, мол, оставили россиян с носом. “Считаю, что именно из-за опыта, полученного в АТО, парням удалось откровенно “оставить в дураках” представителей ФСБ и их агентов”, – добавил Грицак.
Но остается главный вопрос: как вообще бывшие воины АТО решились поехать на заработки в Россию, ведь одно дело – артисты, которые зачастую позиционируют себя вне конфликта, но совсем другое дело – реальные бойцы, которые не по репортажам из СМИ знают, что такое “любовь “братского” народа”.
“У нас в стране около 100 тысяч человек участников боевых действий. Я имею в виду не добровольцев, которые кровь из носа ни за что не поедут в Россию. Понятно, что многие из них живут в Западной Украине. Их в свое время поймали по повесткам, они себе год отслужили и вернулись. Есть и те, которые просто, чтобы заработать каких-то денег, подписали контракт на год. Возвращаясь в обычную жизнь, они, в том числе, едут на заработки. Большинство из них, конечно, старается попасть в Польшу, но часть едет и в Россию. Это не массовое явление, но и не единичные случаи”, – пояснил “Апострофу” глава общественной организации ветеранов АТО “Справедливость” Тарас Костанчук.
Правда, понимания со стороны боевых товарищей такая форма заработка в стане агрессора не находит.
“Это беспринципность, подлость по отношению к боевым товарищам и отсутствие мозга”, – заверил “Апостроф” экс-командир 20 отдельного мотопехотного батальона Сергей Плахотник.
Впрочем, отправляясь работать в Россию, экс-бойцы АТО рискуют нарваться не только на гнев сослуживцев, но и на реальный срок.
“Я знаю, что в Крыму кучу людей так похватали из бывших АТОшников, и в России несколько раз уже арестовывали, так зачем же рисковать? – недоумевает экс-боец 20-ки Эдмонд Саакян. – Им предлагали поработать 7 дней за 700 долларов. Чтобы за эти деньги своей головой рисковать, это нужно, конечно, ухитриться. 700 долларов при желании можно и в Украине спокойно заработать. Но самое интересное, что те, кого не пускают в Россию, у россиян же есть определенные списки, они еще и возмущаются, на каком основании их не пускают”.
Но разворачивают на границе далеко не всех. “Ну, они ведь не рассказывают, кто они и чем занимались, – добавляет Костанчук. – У ФСБ нет базы абсолютно всех контрактников или мобилизованных, которые служили в украинской армии. У них есть база только по тем людям, которые их конкретно интересуют, например, разведка, контрразведка. А полной базы нет, да она им и не нужна. Я скажу даже больше: мои ребята из подразделения специально пересекали в 2015-2016 годах границу и проверяли, просто это сделать или нет. Мы убедились, что границу можно пересечь и туда, и обратно”.
“Апостроф” решил проверить, насколько просто экс-военнослужащему ВСУ устроиться работать к оккупантам, даже если он сообщит, что был в АТО. Сложно, но осуществимо. В соцсетях российского происхождения масса групп, которые предлагают подработку для украинцев как в самой РФ, так и в оккупированном Крыму. Работодатели отдают предпочтение жителям ОРДЛО, считая их более лояльными к режиму Кремля, но готовы рассмотреть заробитчан и из других регионов Украины. По нашей легенде, условный экс-боец из Ровно ищет сезонную работу в курортной Анапе (Россия, Краснодарский край). Мол, забрали по мобилизации, в русских и “ополченцев” не стрелял – в штабе берцы и бронежилеты выдавал.
Сразу стоит отметить, что четверо из пяти работодателей, к которым мы обратились, узнав о военном бэкграунде, прекратили разговор. Пятый работодатель, который предложил вакансию второго человека на баре в одном из кафе Анапы, разговор продолжил.
“Только предупреждаю: никаких ни разговоров, ни намеков на политику. Сразу домой в таком случае, – заявил работодатель. – От вас нужна медицинская книжка, ну, и главный вопрос – как проедете границу. Без проблем? Если проблем с пограничниками не будет, то договоримся. У нас, в общем-то, работают парень и девушка из Украины, еще с июня, но у них, конечно, не такие трудности, как у вас. Оплата полторы тысячи рублей за смену (640 грн, – “Апостроф”). Смена с 8 утра и до последнего посетителя. В принципе, работать можно хоть каждый день, но тут как сами будете чувствовать в себе силы”.
Угроза безопасности
Однако эксперты уверяют, что подобные ворк-туры в Россию бывших участников АТО могут обернуться серьезными проблемами для национальной безопасности Украины.
“Любые контакты с этой страной несут угрозу для нашей безопасности, – говорит “Апострофу” советник министра обороны Украины Юрий Бирюков. – А с моральной точки зрения… ну, мне сложно представить себе, например, еврейскую семью, которая во время Второй мировой поехала бы в Германию на заработки”.
Впрочем, нардеп, секретарь парламентского комитета по вопросам нацбезопасности и обороны Иван Винник отметил в комментарии “Апострофу”, что глобальной угрозы не видит.
“Очевидно, что ФСБ может противозаконно лишать свободы украинских граждан в России, но то, что они работают в России, зарабатывают там деньги и везут их в Украину, я не вижу в этом ничего плохого”, – пояснил он.
Но, по мнению военного эксперта, главного редактора сайта “Информационное сопротивление” Юрия Карина, именно в незаконных арестах и кроется главная опасность.
“С самого начала российской агрессии роспропаганда “лепила” из украинского солдата образ военного преступника, карателя. Следственный комитет РФ возбуждал уголовные дела под вымышленными предлогами против украинских генералов и офицеров, командовавших соединениями, якобы за убийство мирного населения Донбасса. После такой информобработки “ватного” населения сопредельного государства, ехать туда на заработки – аналогично самоубийству, – говорит “Апострофу” Карин. – Украина как государство ответственно за своих граждан, а попадание на ровном месте в плен к агрессору заставляет нашу страну обменивать их на настоящих преступников, которые зашли наемниками с российской стороны. Такие люди просто становятся в России инструментом для провокаций в информационной кампании против своей страны”.