Cепаратисты в Донецкой и Луганской областях заявили о победе на не признанном Западом референдуме.
Опрос привел в ярость украинское правительство: выстроившиеся у участков очереди олицетворяли протестное голосование против Киева. “Менее ясно, за что голосовали люди в их собственном понимании”, пишут СМИ, и будет ли регион отрезан от Украины, как части Грузии и Молдавии.
“Риторический референдум о самоопределении, результаты которого были предсказуемы с момента его назначения, очень напоминает референдум, который прошел в Крыму в марте”, – пишет El Pais о голосовании, которое состоялось в Донецкой и Луганской областях.
Корреспонденты сообщают, что жители массово пришли на избирательные участки, плебисцит “не имел ни гарантий транспарентности, ни контрольных механизмов”, а любой избиратель “мог зарегистрироваться на месте и проголосовать, просто предъявив паспорт”. “Отсутствие международных наблюдателей и тот факт, что надзор осуществляли только волонтеры (примерно 10 тыс., многие с оружием), сдвинули условия референдума в сторону “сепаратистов”, как Киев именует пророссийских активистов”, – говорится в статье.
По данным ЦИК Донецкой области, явка составила 74,87% и 89,07% поддержали самоопределение.
“Завтра начинается новая жизнь”, – сказал в интервью газете Денис Пушилин, один из лидеров Донецкой народной республики (ДНР). Он заявил, что “в наши планы не входит проведение нового референдума о гипотетическом присоединении к России”. “Приоритетная задача – заняться самыми безотлагательными проблемами – в частности, экономикой и обороной”.
“Что может быть более демократичным, чем народный референдум? – пишет Луиджи Ипполито в комментарии, опубликованном в газете Corriere della Sera. – Народ, выстроившийся в очереди у избирательных участков, четкий выбор между “да” и “нет”, коллективная воля, выраженная свободно… Но урны для голосования и бюллетеня недостаточно для празднования демократии”.
Референдум в восточных областях Украины, где вчера прошло голосование по обретению автономии от Киева, напомнил автору мартовский референдум в Крыму. “В действительности вчерашний референдум служит Владимиру Путина способом обоснования своего видения кризиса: Украина не является настоящей нацией, речь идет о расколотой стране, в которой население восточных областей жаждет российского покровительства, в то время как в Киеве хозяйничает банда фашистов-антисемитов”, – пишет корреспондент.
В статье приводятся данные соцопросов, согласно которым лишь 18% жителей восточных областей поддерживают отделение от Украины, а в России только треть респондентов поддержало бы присоединение региона. “Цель, которую Кремль преследует проведением референдума, заключается в ослаблении центрального правительства в Киеве и подчинении восточных областей российскому влиянию. Раскол соседнего государства помешает его присоединению к Европе. (…) Тысячи украинцев, выходивших на площади в последние месяцы, и около сотни погибших мечтали о западном будущем, а не о том, чтобы стать страной-вассалом”, – напоминает в заключение Луиджи Ипполито.
“Тысячи человек проголосовали на референдуме о независимости, грозящем расчленить страну”, – комментирует вчерашний плебисцит The Times. В Донецкой области повстанцы заявили, что голоса “за” отдали 89% избирателей, пишет журналист Том Кохлен. И.о. президента Украины Александр Турчинов назвал голосование незаконным. Президент Франции Олланд заявил, что оно не имело “законной и юридической силы
Организаторы предсказывали, что большинство проголосует за независимость. “Менее ясно, за что голосовали люди в их собственном понимании”, – замечает британский журналист. Местные жители назвали формулировку в бюллетенях двусмысленной, позволяющей как статус субъекта федерации в составе Украины, так и создание полностью независимого государства. “Неформальный опрос тех, кто проголосовал “за” в Донецке и Мариуполе, наводит на мысль, что результаты оцениваются очень неоднородно. Сторонников федерализации и сторонников независимости – примерно поровну, меньшее число поддержало присоединение к России”, – говорится в статье.
В апреле соцопросы показывали, что даже на востоке Украины идея раскола страны не слишком популярна. “Правда, оценки стали более резкими на фоне недавнего насилия и обвинений правительства в жестких действиях”, – отмечает автор.
“Пророссийские сепаратисты Восточной Украины заявили о победе на референдуме об отделении в воскресенье, что обострило напряженность между Западом и Москвой”, – пишет The Wall Street Journal.
Украина заявила, что голосование было незаконным, прошло с многочисленными нарушениями и было частью более широкой кампании, проводимой Москвой с целью наказать Киев за стремление к более тесным связям с Европой. Между тем возможности Киева сохранить единство страны уменьшаются, признают авторы статьи, украинское правительство находится под усиливающимся давлением России, требующей создать новое федеративное государственное устройство, которое дало бы регионам контроль над экономической, внешней и культурной политикой.
Длинные очереди на некоторых избирательных участках в воскресенье предполагают, что продолжающиеся несколько недель нестабильность и насилие в регионе способствовали превращению подспудного недовольства Киевом в открытое неповиновение и сепаратизм, который, как показали опросы, едва ли существовал ранее, пишет издание.
“Правительство в Киеве проигнорировало прошедшее в воскресенье голосование как профанацию, – сообщают журналисты. – Тем не менее сепаратисты, как ожидается, используют его, чтобы провозгласить фактическое отделение от Украины. Это может оставить новоиспеченные независимые регионы в изоляции, наподобие поддерживаемых Россией областей, отколовшихся от Молдавии и Грузии”.
Бывший министр обороны США Роберт Гейтс в воскресенье отметил, что возможности США влиять на украинский кризис ограничены, продолжают авторы статьи. “Не существует реалистичного военного варианта. И в краткосрочном периоде мы мало что можем сделать, – заявил он. – С моей точки зрения, если Путин ведет долгую игру, мы тоже должны играть вдолгую”.
11 мая значительное количество жителей Донецкой и Луганской областей Украины проголосовали за государственную самостоятельность на референдуме, который грозит усугубить раскол в стране, и без того сползающей к гражданской войне, пишет The Washington Post.
Формулировка вопроса была расплывчатой: избиратели должны были определиться, поддерживают ли они государственную самостоятельность Донецкой и Луганской народной республик. “Это значит, что те, кто ответил “да”, хотели более широкую автономию и не обязательно выступали за отделение от Украины”, – отмечают корреспонденты.
Референдум на востоке страны привел в ярость украинское правительство. МИД назвал его “преступным фарсом”, устроенным “вышколенными и вооруженными по современным российским стандартам террористическими бандформированиями”. В ЕС и в администрации Барака Обамы уже заявили, что не признают результаты данного волеизъявления.
25 мая на Украине должны состояться президентские выборы. Однако, как отметил Роман Лягин, глава ЦИК ДНР, с учетом результатов референдума “нелогично в Донецкой народной республике проводить выборы президента Украины”. Планов устроить в ближайшее время новое голосование – о присоединении к России – пока нет, сказал Лягин, но не стал отрицать такую возможность в будущем.
Несмотря на то, что центральное правительство осудило проведение референдума, в большинстве случаев вооруженные силы страны не препятствовали его проведению, говорится далее. Однако в Красноармейске подразделения украинской Национальной гвардии сначала сорвали голосование, а затем открыли огонь по собравшимся у здания горсовета жителям.
По мнению многих наблюдателей, результаты референдума не заслуживают никакого двоеверия, говорится в статье. Однако, признают журналисты, сами выстроившиеся у участков очереди можно считать протестным голосованием против центрального правительстве в Киеве.
Многие жители заняли значительно более жесткую позицию из-за гибели нескольких десятков пророссийских активистов в Одессе и сообщений о том, что войска открыли огонь по толпе мирных жителей в Мариуполе. “Я не против Украины. Мои дети ходят в украинскую школу, – рассказала изданию частный предприниматель Елена Воронкова, 39 лет, проголосовавшая за государственную самостоятельность ДНР. – Но я хочу мира и стабильности и хочу не бояться”.